Главная // Студии // Младость // Александр Машнин. Православие. К вопросу о роли религии в обществе. Часть 1

АЛЕКСАНДР МАШНИН

ПРАВОСЛАВИЕ: К ВОПРОСУ О РОЛИ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ

Часть первая

«Если Господь человека любит, то он его постоянно испытывает, он его бросает из мира в войну, из болезни в здоровье, обратно в болезнь, из безопасности в опасность. Если общество живет спокойно, сыто, самодостаточно и самоудовлетворенно, это значит, что Бог его бросил»[1].
                                                                                                              Всеволод Чаплин.

ВВЕДЕНИЕ

Эпоху девяностых в России многие считают кризисной. В самом деле, промышленность, сельское хозяйство, наука, армия, в числе множества сфер общественной жизни, деградировали и разлагались. В то же время с поразительной скоростью росли, завоевывая место под солнцем в «огороде» общественных отношений, другие сферы: торговля, шоу-бизнес, религия. Миллионы соотечественников получили новые смыслы, ценности, идеалы, но и отдать пришлось немало.

Под какофонию речей о демократии и рыночной экономике, поп-музыки, боевиков и передач вроде Поле чудес, в стране закладывался фундамент капитализма. А вместе с капитализмом встала на ноги его испытанная духовная спутница – религия.

В этой статье мы поговорим о самой массовой школе религиозной жизни в России – православии, и постараемся раскрыть ее связь с общественными отношениями эксплуатации, с разделением общества на классы и сословия. В первой части рассмотрим некоторые ключевые догматы православной религиозной мысли, покажем их связь с эксплуататорским обществом, их способность удовлетворять потребность эксплуататорского общества в эксплуататорской идеологии. Во второй части мы перейдем к более общему вопросу о социальной роли православия в современной России.

ЧАСТЬ 1. ПРАВОСЛАВИЕ КАК ИДЕОЛОГИЯ

Чему учит православие? Что предписывают верующим догматы религии? Приведем небольшую выдержку:

«род человеческий, в беззакониях зачавшись и в грехах родившись, от материнской утробы делался отчужденным и от материнского чрева пребывал в заблуждении...»[2]

«...ум наш, сей яростный и сластолюбивый пес...»[3]

«Понуждай себя на многие молитвы со слезами: может быть, Господь помилует тебя и совлечет с тебя ветхого человека грешащего».[4]

«Блажен, кто волю свою умертвил совершенно и все попечение о себе предал своему учителю о Господу».[5]

«Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом... человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших».[6]

«Судить значить бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу».[7]

«во всех случаях, когда бесчестие падает на одних нас, должно молчать (ибо это время духовного приобретения)».[8]

«монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием созидают и исцеляют душу народа, вновь [?!] научая его благочестию».[9]

«Мы должны думать только о Вечном... Мы идем навстречу смерти... То, что мы унесем с собой, будет только душа и добро, которое мы сделали. Это единственное богатство, которое пересечет вместе с нами границу смерти».[10]

Из этих и других христианских текстов следует, что богу милее всего человек плачущий, пресмыкающийся.

Странно, что для многих верующих бог - в высшей степени доброе и милосердное существо. В библии сказано, что «суд божий» нередко заканчивается проклятием человека, отправлением его души на вечные муки в ад.[11] Неужели всемогущему, «милосердному» богу угодно, чтобы над душами людей, – его образов и подобий, - вечно издевались черти? В церковной литературе и проповедях ад недвусмысленно изображается как место, страшнее которого нет на земле – страшнее гестаповских застенок и ГУЛАГа. По крайней мере, в ГУЛАГе у многих была надежда на освобождение; многие даже освободились. Но «кроткое» христианство грозит ослушавшимся ужасными карами, недоступными даже самой страшной диктатуре. Маленький грех в этой жизни – и ты рискуешь вечно гореть заживо в другой жизни.

Христианское божество соединяет полную власть над людьми – «тварями» и намерение властвовать: либо бесконечно карать, либо бесконечно вознаграждать душу умершего человека. Бог не на шутку испытывает человека, проверяет его крепость веры в себя, судит, милует, награждает блаженством или наказывает.[12] Человек позиционируется в христианстве одновременно и свободным, и рабом: в отношениях с другими людьми человек изображается свободным, в отношениях с богом – вечным рабом. Видимо, свобода человека введена в христианство только для того, чтобы богу было за что гневаться и наказывать человека.

Грех (человека-раба перед богом-господином) – центральное, краеугольное понятие христианства. «Человек – нечист, а бог – непорочен и всемогущ!» Грех понимается как низменный проступок человека, его виновность, неблагодарность по отношению к великому и непогрешимому создателю. Но понятие греха привносит в христианство неразрешимое противоречие: если всемогущий бог создал человека по своему образу и подобию, но человек все же погрязает в грехе, то или бог тоже склонен к греху, или бог не знал, что творил и не является всесильным, или бог специально создал человека грешным. Но в последнем случае – если бог создал человека чтобы его испытывать, как подопытного кролика, – за что он гневается на человека? Зачем отправляет в ад?

Очевидно, что если ад существует по божьей воле, если угроза попасть в ад нависает над миллиардами людей, бог далек от милосердия. В этом случае церковь должна открыто признать склонность бога к ужасной мстительности и жестокости. Но если, по мнению церкви, ад существует вопреки воле бога – необходимо признать его ограниченность.

Парадоксальная идея «милосердного» христианства состоит в том, что за человеческой ошибкой непременно должно следовать искупление: страдание: плач, боль, самоуничижение. Недостаточно осознать и исправить ошибку. За проступок против бога – господина должно обязательно следовать наказание. В этом – важнейшее заимствование христианской догматики из «этики» и традиций времен рабовладения. Христианство содержит идеализированное, крайнее, запредельное, пусть и спрятанное в мифологию, выражение идей рабовладельческого строя: господь – всемогущ, ему все дозволено, а человек – раб, грешная тварь.

Из библии мы знаем о божественной заповеди, запрещающей человекоубийство. Но сам бог, как мы знаем, людей убивал. Зачем? Неужели для того, чтобы побыстрее доставить людские души в ад на вечные муки? Видимо, христианские авторы так убеждали невежественную паству в божьем всемогуществе.

Часто приходится слышать, как православные, «доказывая» бытие бога, уверяют, что Ноев ковчег был найден на горе Арарат или где-то на Кавказе. Конечно, православие могло бы обойтись и без истории о великом потопе. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Легенда о великом потопе интересна еще и тем, что ярко иллюстрирует религиозное сознание, готовность верующего ставить все, что написано в авторитетных текстах, выше реальности.

Читаем в библии: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю»[13] Сразу заметим, что автор забыл или ничего не знал о нелетающих птицах: пингвинах и страусах. 

Согласно библии, бог обратился к Ною с наставлением: «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей»[14]. Иначе говоря, бог указал Ною размеры ковчега (в локтях), поведал, как строить ковчег («из дерева гофер», «отделения сделай...», «осмоли его смолою»). Ясно, что ковчег строил Ной, а не бог. («Сделай себе ковчег...») Семья Ноя, как мы увидим ниже, состояла из 8 человек, которые и могли строить ковчег (об этом, однако, в библии не сказано). Едва ли можно допустить, что праведник Ной «втемную» привлекал к строительству ковчега людей, которым суждено было погибнуть. Иначе говоря, паства должна верить, что 8 человек в доиндустриальную эпоху построили плавучее убежище для всех видов животных. По сравнению с этим даже построение коммунизма не кажется фантастикой!

Согласно библии, когда ковчег был готов, бог обратился к Ною с таким наставлением:

«войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему»[15].

Иначе говоря, Ною предстояла новая титаническая задача. И семь дней на ее выполнение!

Но сколько времени нужно, чтобы собрать все виды кузнечиков, бабочек, пауков, жуков, муравьев – справится ли с этой задачей тысяча биологов в течение года? Едва ли справится. А праведник Ной всего за неделю справился! И даже смог верно отличить самцов от самок, - хорошо разбирался в биологии! Старый мотив: недельный срок – и мир сотворен. Конечно, неясно, что такое был «день», когда Земли еще не было, и она не вращалась вокруг Солнца. Но вот еще один недельный срок – и животный мир спасен. Пожалуй, если верить в библейский потоп, можно верить во все, что угодно.

За все ту же неделю Ноево семейство из восьми человек, если верить библии, - должно было собрать всех этих животных и запастись для них кормом: «Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею»[16]. За неделю Ноево семейство не успело бы даже внести эти запасы пищи в ковчег. Странно, что Ноя не почитают как героя или чудотворца. Перед таким подвигом бледнеет Геракл, тускнеют греческие боги.

Что еще мы не знаем о великом потопе?:

1. Вносил ли Ной в ковчег колорадского жука? Зачем? Как попали в ковчег блохи, вши, клопы, тараканы?
2. Как выжили в ковчеге муравьи, не способные выживать в одиночку?
3. Как семья Ноя уживалась в ковчеге с бегемотами, крокодилами, медведями, змеями, бесчисленными насекомыми?
4. Как все эти животные уживались друг с другом в тесноте, темноте и качке?
5. Было ли в ковчеге электричество? Чем он освещался?
6. Был ли ковчег одноэтажным или многоэтажным?
7. Кормил ли Ной одних животных другими? Или все животные тогда были миролюбивыми вегетарианцами? Но в этом случае, как могла в то дивное время так упасть человеческая порода — божий образ и подобие?
8. Достиг ли потоп цели — меньше ли стало греха? Может ли непорочный бог убивать для того, чтобы стало меньше греха?

Напоследок заметим, что героическая семья Ноя тоже состояла из пар: «...вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними»[17]. «Ною было пятьсот лет и родил [породил?] Ной Сима, Хама и Иафета»[18]. То есть у Ноя были только сыновья, все они были женаты, но детей ни у кого из них не было. Как все просто и складно!

Остановимся на другом эпизоде христианской, на этот раз – исключительно православной догматики. Нас интересует житие «святой равноапостольной великой княгини российской» Ольги (ок. 925-969 гг.)[19] Но ведь России в то время еще не было! Как же могла Ольга быть «российской» княгиней? Нет ли в этом титуле искажения истории? Но главный вопрос таков: как получилось, что княгиня Ольга стала святой, да еще «равной апостолу»? Какие требования РПЦ предъявляет к святым – что нужно человеку сделать, чтобы РПЦ его канонизировало?

Церковь не смущается из-за того, что Ольга не жила по Евангелию и не соблюдала даже самые главные божественные заповеди. Ее величают «начальницей веры», «корнем православия» на Руси, «духовной матерью русского народа».[20]

При этом, РПЦ не скрывает, что Ольга была коварна и жестока: «хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти...»[21] Это же подтверждает «Повесть временных лет»: «...и повелела Ольга зажечь ее [баню] от дверей, и тут сгорели все»[22]. Неужели в РПЦ считают, что заповедь «не убий» касается не всех? Неужели для правителей — особые нормы, особые стандарты? Может быть, РПЦ предъявляет разные требования к благоверным князьям и благоверной черни? Вероятно, от аристократии требуется расширение удела и помощь церкви. От черни – послушание и терпение, «умерщвление плоти». Значит, выходцам из благородного сословия можно и нужно прощать то, чего нельзя простить обычному человеку. Не все равны перед богом.

Очевидно, что византийско-клерикальная мораль сильно отличается от современных представлений о плохом и хорошем: многие «святые» совершали подлые, даже чудовищные поступки. Вспомним войны «равноапостольного святого» императора Константина, дела «святого страстотерпца» Николая II с его высеченным в граните «патронов не жалеть!», подвиги его жены «святой» Александры. Вспомним библейского апостола-предателя Петра. А ведь христианство дает на редкость яркие образы «праведников»!

Даже в образе святых церковь не устает напоминать о греховности человека. Церковный идеал человека – это или щедрый князь-победитель, или пустынник, который стоит на коленях на камне «Христа ради», с утра до вечера, каждый день, в течение двадцати лет. Вот какую духовность дает России византийская религия! Даже святые – казалось бы, идеал человека – и те нарушали заповеди, убивали, предавали. Но жестокость киевской княгини – песчинка по сравнению с идеей вечно мучить тысячи, миллионы, или – кто знает? – миллиарды человеческих душ, с идеей «сотворить» человеческую душу, а потом вечно жечь ее в аду.




[1]  В. Чаплин, протоирей, глава Синодального отдела по взаимоотношению церкви и государства. Интервью. https://snob.ru/selected/entry/93638/page/4
[2]  Макарий Великий. Добротолюбие. http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/10
[3]  «Лествица или Скрижали Духовные».
[4]  Авва Исаия. «Добротолюбие», т. 1.
[5]  «Лествица или Скрижали Духовные».
[6]  «Лествица или Скрижали Духовные».
[7]  «Лествица или Скрижали Духовные».
[8]  «Лествица или Скрижали Духовные». http://lib.pravmir.ru/library/readbook/937
[9]  Алексий Второй. «Святейший патриарх Алексий 2. Беседы о церкви в мире. / А. Карпифаве.
[10]  Алексий Второй. «Святейший патриарх Алексий 2. Беседы о церкви в мире. / А. Карпифаве.
[11]  Библия, «Новый завет».
[12]  Библия, «Новый завет».
[13]  Библия, «Ветхий завет». http://www.lib.ru/HRISTIAN/BIBLIYA/wethij_zawet.txt
[14]  Библия, «Ветхий завет».
[15]  Библия, «Ветхий завет». http://www.lib.ru/HRISTIAN/BIBLIYA/wethij_zawet.txt
[16]  «Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею» Библия, «Ветхий завет». http://www.lib.ru/HRISTIAN/BIBLIYA/wethij_zawet.txt
[17]  Библия, «Ветхий завет». http://www.lib.ru/HRISTIAN/BIBLIYA/wethij_zawet.txt
[18]  Библия, «Ветхий завет». http://www.lib.ru/HRISTIAN/BIBLIYA/wethij_zawet.txt
[19]  «Православие» http://days.pravoslavie.ru/Life/life6777.htm
[20]  Сайт «Православие» http://days.pravoslavie.ru/Life/life6777.htm
[21]  «Православный календарь». http://days.pravoslavie.ru/Life/life6777.htm
[22]  «Повесть временных лет». http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest1.php


Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2020


Следующие материалы:
Предыдущие материалы: