Главная // Книжная полка


ВЛАДИМИР БАБИН

АКИМЫЧ


Я пришёл в «Белгородку» по осени 84-го года, Дмитрий Акимович Маматов в редакции работал художником. Ретушь фотографий, клишированные заголовки — да мало ли чем художника в газете можно занять? Тогда ещё и Коля Белевцев в газете работал, тоже художник. Уж не помню, кто из них был главный, но было так.

С Акимычем, как мы, поросль молодая, звали старшего товарища, я был знаком. Мы видались в писательской организации, встречались на литературных семинарах. Но он поэт-деревенщик, у меня же юмористика — не стыковались мы по жанру, не соприкасались. В ту пору я не знал, что Акимыч и в юмористике кому угодно фору даст.

Едва оглядевшись в газете, я предложил завести в «Белгородке» тематическую юмористическую полосу. Во, времена настали! Ещё вчера о том было страшно вслух сказать. Юмористика в главной партийной газете области? Да вы что, с ума сошли? Но тут в стране началась «перестройка», не к ночи буде помянута, и то что вчера считалось крамолой, сегодня стало возможным. На всякий случай целевую полосу назвали «Новая метла» — типа новый генсек по новому метёт, демократизация, гласность и всё такое. Уже в первый выпуск «Новой метлы» я написал фельетон, который вышел в газете именно под этой рубрикой. Это была дерзость. Фельетон — это «Крокодил», центральная «Правда», где всё согласовано и утверждено на самом верху. А тут всего лишь региональное издание — какой может быть фельетон в областной газете? Что об этом скажут в ЦК?

Фельетоны никто и никогда в «Белгородке» не писал ни до, ни после. Специфический жанр. Потому, кстати, и по гонорарным расценкам фельетон ценился наравне с очерком, по высшей шкале.

Ко всем моим фельетонам и юмористическим миниатюрам , а я их в «Белгородке» настрогал очень много, иллюстрации делал , в основном, Акимыч, иногда и Коля Белевцев. Но Коля уже тогда считался крутым карикатуристом, ничем не уступал ведущим мастерам — Тюнину, Дубову, Златковскому. Потому Белевцев чаше всего предлагал из того, что есть, Акимыч рисовал всегда то, что надо, под материал, под конкретику. Мы с ним сделали массу совместных публикаций.

Его выгнал Бояркин. Когда убрали из редакторов Мухина Николая Васильевича, царствие небесное, газету возглавил Бояркин. Ни два, ни полтора — да вообще никакой. Он не журналист, у него руки не оттуда и не для того. Уж не помню, чего он на Диму взъелся, но у Акимыча начались неприятности. После чего он и написал:

За стихами, за песнями новыми
Ухожу в необъятную даль.
Обниму лучше ж...у дояркину,
Чем лизать это место Бояркину.


Очень скоро эпиграмма дошла до адресата, чуть не другим днём Акимыча уволили по собственному желанию.

Его эпиграммы — это отдельная история. Он написал про всех, пригвоздил каждого, кто того достоин. Едкие, колкие, неотразимые маматовские четверостишья ходили по рукам. Жаль, не могу напечатать, Акимыч выражений не выбирал, писал, как на душу легло. А потому и было не в бровь, а между глаз, но сильно.

Потом я организовал газету «Наш Белгород» . Дмитрий Акимыч был частым гостем. И публиковался чуть не в каждой Литстраничке.

Где-то летом 99-го года пришёл в редакцию. Принёс новые стихи, как договаривались. Потом попросил чистый лист бумаги.

- Для чего тебе? Или нахлынуло?
- Давай. Сейчас узнаешь Жалобу на тебя напишу, сколько можно терпеть!
- В стихах? Интересный вариант. Например: «Увольте бюрократа, я прошу! А то его сейчас я укушу!» Как тебе?
- Так себе. Не мешай.

Акимыч пристроился на краешке стола взял ручку и стал чего-то писать. Написал, расписался в бумаге, отдал мне.
Взял, прочёл и что-то ёкнуло внутри — это была рекомендация в Союз писателей России. Даже не сразу нашёлся, что сказать. А что тут скажешь?

- Акимыч! Даже не знаю, чего сказать...Не в моём характере носом шмыгать. Но зацепил, чертяка, защемило...
- И не шмыгай. За тем только и шёл сегодня к тебе.. Уж давно хотел это сделать...А то мало ли....

Закружило меня вскоре, уехал из области, мотался по городам и весям страны необъятной. Вышла одна книга, на чужбине издал другую, и вроде можно в «Союз» стучаться.Но тогдашний председатель, как мне передали, сказал, чтобы я даже не мечтал -«только через его труп». И хрен с тобой, послал я мысленно ему привет в ответ, зачем мне ваш «Союз» , если у меня есть рекомендация самого Акимыча?

Не люблю, с души воротит от высокопарности, но тут скажу без малейших оговорок: наш земляк, уроженец села Призначное, что в Прохоровском районе, Дмитрий Акимович Маматов — выдающийся русский поэт второй половины 20-го века. Мало кто с ним вровень станет.

Акимыч ушел в миры иные летом 2004 года. Не смог его проводить в последний путь, был за тысячу вёрст от Белгородчины. Мне позвонили, сказали, что Акимыча больше нет, и в горле опять защемило, как тогда...

А сегодня. 22 апреля 2021 года, Дмитрию Акимовичу Маматову исполнилось бы 90 лет. Юбилей!

С днём рождения , Акимыч! Помним, любим, читаем!
на снимке: фотохудожник Анатолий Лукьянов мастерски ухватил характер — поэт Дмитрий Акимович Маматов, фото 1982 года.

2021

Публикуется по тексту из соцсетей


Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2021