Главная


ВИТАЛИЙ ВОЛОБУЕВ

ПАДЕНИЕ В НЕБЕСА
О творчестве Виктории Кан



В 1980 году Сергей Анохин привёл на заседание литературной студии «Современник» двух девушек. Это были его ученицы из шебекинского литературного объединения «Паводок». Они читали свои стихи, мы, к тому времени уже как бы старожилы, авторитеты, слушали, посмеивались, что-то рекомендовали. Им было по 18 лет. Это были Виктория Кан и Ольга Филиппова.

Потом я бывал у них на «Паводке» и подружился со многими. Там же судьба свела и с Андреем Васильевым. Стихи шебекинцев были интересными, живыми, искренними и многие из них позже вышли уже в книгах. И Сергей Анохин, и Андрей Васильев, и Ольга Филиппова издали книги, стали известными в писательском кругу. Виктория Кан тоже не избежала этой участи. Ныне она член Союза писателей России, активный участник литературной жизни на Белгородчине.

Однако, в те далёкие 80-е судьба забросила и Викторию и Ольгу в Старый Оскол. Ольга живёт там и поныне, а вот Виктория перебралась в Белгород в 1993 году. Тогда же и продолжилось наше общение. Я осваивал компьютер и учил Викторию работе с ним. Первое, что она сделала, был перенос стихов с бумаги на электронный носитель. Я к тому времени уже научился печатать самодельные брошюрки и предложил Виктории сделать книгу стихов.

Так я оказался первым её редактором. Она была достаточно строптивой и не все мои поправки воспринимала спокойно. Но в результате совместной работы появилась книга стихов, которую она назвала «Падение в небеса». Было отпечатано несколько экземпляров, но уже через месяц пришлось сделать второе издание. После прочтения первых экземпляров теми, кому она их дарила, возникали дискуссии. Виктория многое исправляла, что-то убирала, что-то добавляла.  Эти текстовые файлы и до сих пор хранятся у меня, датированные сентябрём-ноябрём 1993 года.

Потом были первые места в поэтических мастерских фестивалей «Оскольская лира» и «Нежегольская тропа», публикации в белгородских журналах «Звонница» и «Светоч». И наконец в 2001 году вышла первая книга стихов «Вслед за летом». В неё вошли многие из стихов той самой, компьютерной книжки 1993-го. Однако, название она выбрала другое. И теперь «Падение в небеса» так и остаётся самостоятельной книжкой в литературной биографии Виктории Кан. Как я обнаружил в тех же текстовых файлах, их было отпечатано 18 экземпляров.

У Виктории Кан стихи короткие, но удивительно ёмкие и живые. Может быть потому, что она ещё и художник. По-моему, все свои книги она оформляла сама. И вот этот её взгляд художника позволяет уловить тончайшие нюансы состояния природы и человека. В одном из первых стихотворений первой книги у неё есть такие строчки: «Прислушайся, мгновенье улови!». Эту строку можно считать её девизом. Она именно слушает мгновения жизни и описывает их лёгкими мазками образов и эпитетов. Каждое стихотворение у неё дышит, светится и его невозможно не понять. Оно просто просится к тебе в душу.

Горох дождя рассыпался по полю
Из старого и рваного мешка
Бежавшей тучи…


Вера в чудеса, оставшаяся с детства, позволяет с одной стороны видеть мир через волшебные очки и описывать его, а с другой — страдать, сталкиваясь с жестокостью реального мира.

Непогрешимо верю в чудеса…
И небо мне явило милость:
Не жить, а падать в небеса…


Вот в этом постоянном падении и сочиняются стихи, в которых мир предстаёт и реальным, со всеми его временами года, и волшебным, существующим в воображении художника. И такое слияние позволяет создавать необыкновенно красочные поэтические картины:

Чёрным бриллиантом
Сияло озеро
В оправе
Причудливых береговых огней.
И волны тёмные легко перебирали
Цветные клавиши
Отполированных камней.


Есть у неё и стихи, посвящённые Пушкину, Цветаевой, стихи о любви, и везде она находит свои, особые слова и образы, но всё же, на мой взгляд именно стихи о состояниях природы ей наиболее удаются. Хотя это может быть связано с моим собственным отношением к природе, которую так умеет живописать Виктория.

Тропинка хитрая хвостом виляла
У исполинских ног дремавшей кручи.
Наивную мечту от всех скрывала:
Жизнь в поднебесье ей казалась лучше.
Взбиралась вверх,
Карабкалась, натужась,
Дышала высотой и новизной.
Но испытала наверху лишь ужас
И ринулась с горы в палящий зной.


Вот так в двух строфах она может описать жизнь человека, всю жизнь карабкавшегося вверх, хотя, казалось бы, рассказано лишь о тропке у подножия горы, по которой так хочется подняться к солнцу.

Её мастерство позволило ей обратиться к такой сложной форме как венок сонетов. И надо сказать, это ей удалось. В этом венке она размышляет о таинстве рождения строки, вспоминая практически всю свою жизнь, потому что жизнь её была бы невозможно без строк, в которых звук сияет, а цвет звучит:

О, таинство рождения строки,
Где каждый звук сияет, цвет звучит…


Пробует она себя и в лирической прозе. Её миниатюры — это всё те же стихи, только исполненные как бы на другом инструменте, но такие же искренние, живые. А ещё и философичные:

«…предвкушение наслаждения всегда ярче, сильнее, желаннее самого наслаждения…»


В этих миниатюрах она изменяет семье с морем и влюбляется в дождь, чтобы потом исповедаться церковной свечке, в дыму которой сгорают все её прегрешения, а колокольный звон снова зовёт влюбляться в ветер и ласкаться с речкой…

Она молода и непоседлива, впереди нас ждут новые стихи, проза, рисунки. Само её имя  — Виктория не позволяет расслабляться и поддаваться годам и кривотолкам. Думаю, что ещё многие откроют для себя это светлое поэтическое имя. И не пожалеют…

2011


Страница автора статьи

Страница Виктории Кан

Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2020


Следующие материалы:
Предыдущие материалы: