Главная


ГАЛИНА СЛЁЗКИНА

РОССИЯ ВСПОМНИТ ОБО МНЕ

О стихах Михаила Дьяченко


* * *

Россия вспомнит обо мне
И зашумит берёзой тонкой,
И облаками в вышине
Пойдёт искать, как мать — ребёнка.

Она не стихнет, будет звать,
Роняя капли слёз высоких,
Чтобы в окошко постучать
Ко всем — тревожным, одиноким.

И я услышу, отзовусь.
Скажу: я болен был немного...
Спасибо, радость моя, Русь —
Берёза, облако, дорога!


Читая стихи белгородского поэта Михаила Дьяченко, в который раз приходишь к осознанию особенности русской поэзии, в любом её периоде —  будь то восемнадцатый век или —  двадцать первый… Я почему-то уверена, что во всей мировой поэзии не написано столько произведений, посвящённых красотам природы, исполненных любви к родному краю. Всё это, в известной мере, обусловлено громадностью пространства заполненного разнообразием первозданной природы. Это невиданное природное богатство, его необозримый простор, так или иначе определяет характер, даже простого русского человека. А что уж говорить о поэтах. Ведь поэтический талант —  это, прежде всего, обострённое восприятие реальности. Взять хотя бы нашу русскую зиму. Она всегда была и остаётся чудом. А для поэта —  это неисчерпаемая тема.

В ЗИМНЕМ ПУТИ

О эта дорога! О жёлтая трасса!
Обочь всё дома, всё дома и дома.
А дальше — холмы, снеговое пространство
И вся бесконечная наша зима.

И вдруг ощущаешь — так плотно и зримо! —
Как все мы готовы вдруг сняться, бежать,
Свой скарб охраняя, в открытую зиму...
Готовы и жить — словно насмерть стоять.


Такой, предстаёт зима у белгородского поэта. А вот ещё стихотворение, коротенькое, но с глубоким смыслом.

ЛЕПЕСТОК

Оторвался лепесток
от ромашки белой.
Полетел он в дым дорог,
молодой и смелый.
Только — где-то позади,
на родимом месте —
у ромашки на груди
лепестки не вместе.

1975


Вроде бы всё так просто, обычно: оторвался лепесток. Только вдруг возникает ассоциация. Будто и не лепесток это, а неразумный сын, бросивший свой дом, свою мать, у которой не то что душа не на месте… Она изболелась вся, исстрадалась… Вот, такой образ, образ родины, любящей своих сыновей, вырастает из простой, незатейливой ромашки.

Кстати сказать, та же строчка «Россия вспомнит обо мне» абсолютно лишена даже намёка на какую-то гордость и надменность лирического героя. Потому что Россия не только вспомнит о нём, она пойдёт искать его, как мать ищет своего ребёнка.

Именно через живописные образы природы передаёт Михаил Дьяченко не только свою любовь к родине, но и ответную любовь к нему.

И, читая его стихи, невольно представляешь себе саркастическую усмешку новоявленного эстета: опять, мол, ромашки, берёзки…. Всё одно и то же! Как не надоест?.. Приходилось мне слышать подобные издёвки, направленные в адрес провинциальных живописцев, самозабвенно воссоздающих на своих небольших полотнах нетленную и неповторимую красу земли русской. И разве мыслима России без тех же берёз, ромашек и многого другого, о чём пишут истинно русские поэты.

Образ природы даже у современных поэтов словно бы обожествлён. Более того, начало нового века окончательно утвердило в русской поэзии —  лучших её образцах —  утраченный идеал русского православия, которое незаметно вернулось в стихотворные произведения, вытесняя собою фальшивых рукотворных кумиров, которым некогда столь фанатично поклонялись. Более семидесяти лет нас убеждали в том, что: «Мы наш, мы новый мир построим»… Всего-то семьдесят лет, а что потом? … Восстали из пепла разрушенные храмы, заблестели золотом купола, взнеслись в небо перезвоны колоколов. Всё, по большому счёту, вернулось на круги своя… Вместе с тем, в истинно русской поэзии осознаётся её подлинное назначение: не петь хвалебные оды сильным мира сего, а, говоря словами великого Пушкина, глаголом жечь сердца людей.

А если вспомнить о том, что стихотворение, о котором идёт речь, называется «Пророк»… Библейский персонаж. Через пророков Бог передаёт людям свои повеления. Вот ведь с каких произведений начинается великая русская поэзия! И сейчас, именно сейчас, талантливые поэты продолжают лучшие её традиции. Пример тому —  стихи нашего земляка Михаила Дьяченко.

* * *

Мне старец говорил:
Запомни, чадо, строго:
Так не живи, как жил,
Позабывая Бога!

Здоровье береги
Своё — для покаянья;
Все отдавай долги,
К чужим — утрать вниманье.

Постись — до худобы;
Среди духовной битвы
День — лучше для борьбы,
Ночь — благо для молитвы.

Поклонами встречай
Своё и Божье утро!
На зло — не отвечай,
Но преграждай — так мудро.

Усердствуй, возлюби
Других, хотя б немного...
Беги от всех, терпи,
Спасайся! Ради Бога.


Наш, современный поэт, подобно Пушкину, нашёл и воссоздал своего пророка. Проводить какие-то аналогии между великим пушкинским творением и каким бы то ни было современным произведением —  занятие праздное, пустое… Я только хотела подчеркнуть непрерывность духовных традиций, духовных ценностей, которыми во все времена отличалась русская поэзия… В стихотворении Михаила Дьяченко, увы, не пророк, но старец. Попросту, много поведавший на своём веку мудрый старик —  сколько их было в наших деревнях! Переживших всю историческую трагедию первой половины минувшего ХХ века. Наши умершие деды и прадеды — соль земли…. Это их нехитрые, но искренние рассказы о прожитой жизни, стали для многих из нас первыми уроками нравственности, патриотизма, незабвенной любви к родному дому. И прообразом старца, как мне кажется, у Дьяченко стал именно такой, мудрый деревенский дедушка, тот самый праведник, на котором стоит село… Говорили ведь некогда: не стоит село без праведника… Вот откуда у нашего земляка и другие замечательные стихи:

* * *

Русь Святая!
Свет в моём оконце!
Праздничный, пасхальный перезвон...
Ты жива,
Ты — в сердце,
Ты — как солнце!
Наяву непреходящий сон.

Снишься ты
Такою, как вначале:
Вся в цветах, церквах...
Как Господа просил.
Русь! О Русь!
Немыслимые дали!
До тебя подняться
Дай мне сил.


Русь Святая. Это не просто красивый эпитет. Это наша история. Древняя, изначальная и, по сути, возрождённая после векового забвения. Такою она предстаёт в творчестве белгородского поэта Михаила Николаевича Дьяченко. Впрочем, тема родины звучит в его стихах, как бы вне времени —  это и прошлое, и настоящее….

ЗОЛОТО

День, я вижу, не наш, больно зол! Но зато
Вечер, утро, и ночь — золото, золото.

Дом какой-то не наш, так себе... Но зато
Там, за домом в полях — золото, золото;

Там овраг, и ручей, перелески — всё то,
Что так нежно зову — золото, золото!



ТРЕВОГА

Дни земли — цветенья — не минули!
Также, как и сотни лет назад,
пчелы — в золоте —
по крылышки тонули
в колокольцах...
завязь тяжелила сад;
а ночами,
в сполохах зарничных,
среди шири зреющего хлеба
виден,
только редко,
профиль птичий,
весь светящийся,
как звёзды неба...
Не оттуда ль — колокольный звон,
хрустальный?
С каждым годом тише он, ясней...
Слышен мне
и громкий лай скандальный
тех, кто так похожи на людей.



Автор нескольких поэтических сборников, лауреат различных конкурсов, М.Н. Дьяченко воссоздаёт в своём творчестве бесчисленные поэтические образы своей Родины, напоминая читателю все те принципы, и нравственные ценности, на которых держалась ещё древняя Русь, и благодаря которым она выдерживает самые тяжёлые испытания.

2016




Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2016