Главная

ОЛЕГ ПЛАТОНОВ

Российский экономист, писатель, националистический публицист и общественный деятель. Директор общественной организации «Институт русской цивилизации». доктор экономических наук. Является одним из наиболее активных отрицателей Холокоста в России. Википедия

РУССКИЙ НАРОД

Из журнала «Звонница» № 26 (2016)

Продолжение. Начало в номере 25

* * *

И единство русского народа, и расчленение его в позднейшее время выражалось в развитии русского языка, служившего связующим элементом всех ветвей и частей русского народа.

Русский язык принадлежит к группе индоевропейских языков, сложившихся, по мнению большинства исследователей, в III–II тысячелетиях до н.э. Академик Ф.П. Филин считает, что примерно во II–I тысячелетии до н.э. из группы родственных диалектов индоевропейской семьи языков выделяется протославянский язык (на поздней стадии — примерно в I–VII вв. — называемый праславянским). Вероятно, праславянские племена во 2-й половине I в. до н.э. и в начале н.э. занимали земли от среднего течения Днепра на востоке до верховьев Вислы на западе, к югу от Припяти на севере и лесостепные районы на юге. В 1-й половине I в. праславянская территория резко расширилась. В VI–VII вв. славяне занимали земли от Адриатики на юго-западе до верховьев Днепра и озера Ильмень на северо-востоке. Праславянское этноязыковое единство распалось. Образовались три близкородственные группы: восточная (древнерусская народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки, лужичане, поморские славяне) и южная (её представители — болгары, сербохорваты, словенцы, македонцы).

Восточнославянский (древнерусский) язык просуществовал с VII по XIV вв. Его характерные особенности: полногласие («ворона», «солод», «береза», «железо»); произношение «ж», «ч» на месте праславянских dj, tj, kt («хожю», «свеча», «ночь»); изменение носовых гласных «о», «е» в «у», «я»; окончание «-ть» в глаголах 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени; окончание «-е» в именах с мягкой основой на «-а» в родительном падеже единственного числа («земле»); многие слова, не засвидетельствованные в древних славянских языках («куст», «радуга», «груздь», «кошька», «дешевый», «сапог» и др.), и ряд других русских черт. В X в. на его основе возникает письменность (кирилловский алфавит, кириллица). Уже в Киевской Руси (IX — начало XII вв.) древнерусский язык стал средством общения некоторых балтийских, финно-угорских, тюркских, отчасти иранских племён и народностей. В XIV–XVI вв. юго-западная разновидность литературного языка восточных славян была языком государственности и православной церкви в Великом княжестве Литовском и в Молдавском княжестве.

В XIII–XIV вв. часть русского народа подпала под оккупацию татаро-монгольских и польско-литовских завоевателей. В результате разрушается единство древнерусского языка. Возникают новые этноязыковые центры. Особенность существования некоторых частей русского народа приводит к возникновению трёх главных наречий русского языка, имевших каждое свою особую историю: северное (северновеликорусское), среднее (позже — белорусское и южновеликорусское) и южное (малорусское).

В эпоху Московской Руси (XIV–XVII вв.) продолжали развиваться диалектные особенности. Оформились две основные диалектные зоны — северновеликорусское (примерно на севере от линии Псков — Тверь — Москва, южнее Нижнего Новгорода) и южновеликорусское (на юге от указанной линии до белорусских и украинских областей) наречия, перекрывавшиеся другими диалектными делениями. Возникли промежуточные средневеликорусские говоры, среди которых ведущую роль стал играть говор Москвы. Первоначально он был смешанным, затем сложился в стройную систему. Для него стали характерны аканье; ярко выраженная редукция гласных неударяемых слогов; взрывной согласный «г»; окончание «-ово», «-ево» в родительном падеже единственного числа мужского и среднего рода в местоимённом склонении; твёрдое окончание «-т» в глаголах 3-го лица настоящего и будущего времени; формы местоимений «меня», «тебя», «себя» и ряд других явлений. Московский говор постепенно становится образцовым и ложится в основу русского национального литературного языка. В это время в живой речи происходит окончательная перестройка категорий времени (древние прошедшие времена — аорист, имперфект, перфект и плюсквамперфект полностью заменяются унифицированной формой на «-л»), утрата двойственного числа, прежнее склонение имён существительных по шести основам заменяется современными типами склонений.

В XVIII — 1-й половине XIX вв. происходит создание общероссийского литературного языка. Большую роль здесь сыграла языковая теория и практика М.В. Ломоносова, автора первой обстоятельной грамматики русского языка, предложившего распределить различные речевые средства в зависимости от назначения литературных произведений на высокие, средние и низкие стили.

М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин и другие русские писатели подготовили почву для великой реформы А.С. Пушкина. Творческий гений Пушкина синтезировал в единую систему разнообразные речевые стихии: русскую народную, церковно-славянскую и западноевропейскую, причём цементирующей основой стал русский народный язык, особенно его московская разновидность. С Пушкина начинается современный русский литературный язык, складываются богатые и разнообразные языковые стили (художественный, публицистический, научный и др.), тесно связанные между собой, определяются общерусские, обязательные для всех владеющих литературным языком фонетические, грамматические и лексические нормы, развивается и обобщается лексическая система. В развитии и формировании русского литературного языка большую роль играли русские писатели XIX–XX вв. (А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.).

К началу XX в. по словарному запасу, многообразию значений и возможностей передачи самых тонких оттенков человеческих переживаний, описания природы и общественных отношений русский язык принадлежал к числу богатейших литературных языков, что, естественно, вело к полному вытеснению из культурной сферы устаревших наречий и диалектов. Все культурные люди России, где бы они ни жили — в Сибири или в Белоруссии, на Урале или в Малороссии, — использовали русский литературный язык.

Как в VII–XIV вв. древнерусский язык был одним из важнейших факторов национального единства, так в XIX — начале XX вв. этим фактором стал общерусский литературный язык Пушкина, Гоголя, Достоевского и Тургенева. Объединял все ветви и части русского народа русский литературный язык, создавая благоприятные условия для развития общероссийской культуры и взаимопонимания между русскими и другими народами России. Разрушение Российской империи, разделение русского народа приводит к насильственному вытеснению общероссийского языка с территории Малороссии и Белоруссии и ряда национальных районов. Производится эксгумация давно устаревших, архаичных наречий, насаждаются искусственные языки.


* * *

Русские показали миру, что отношения между народами должны строиться не на насилии, а на духовных началах православия, в общественной жизни выражающихся в понятиях добротолюбия, правды и справедливости. В отношениях с другими народами русские имеют особую миссию. В жертвенной борьбе за правду, добро и справедливость русские стали особым, избранным народом. Избранным не для подавления и господства над другими народами, а для первенства в борьбе с мировым злом. В «Слове о Законе и Благодати» (XI в.) первый русский митрополит Иларион говорит о месте русского народа в исполнении главных христианских задач. Он противопоставляет иудейский Закон, пекущийся только о материальных благах иудеев, и христианскую Благодать, которая принадлежит всем людям. Русские должны быть готовы положить свою жизнь за духовные ценности христианства. Эта же мысль находит продолжение в трудах и поучениях великих русских святых — Сергия Радонежского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого.

Псковский старец Филофей в посланиях великому князю Василию III, царю Ивану Грозному развивает эти понятия в теорию Москва — Третий Рим. Русская Церковь и русский народ призваны принять на себя миссию защитников христианских ценностей во всём мире. «Первый Рим, — писал Филофей, — нам от нечестия, второй (Константинополь) — от засилия агарянского, третьим Римом стала Москва, а четвёртому не бывать». Русский народ принял миссию Третьего Рима не по принципу национализма, а по вере в Православие и Святую Русь. Царство русского народа — последнее мировое царство, основанное на идеалах христианства, идеалах, которые каждый русский обязан защищать не за страх, а за совесть.

Эта же идеология русского народа прослеживается в деяниях Петра I, Екатерины II. Как писал выдающийся русский ученый В.И. Ламанский, «идея о Москве как о Третьем Риме отнюдь не была пустым горделивым вымыслом так называемой у нас московской кичливости и исключительности. Это была гигантская культурная и политическая задача, всемирно-исторический подвиг, мысленно возложенный миллионами единоверцев и современников на великий русский народ и его державных вождей. То, что Москва умела понять величие этой идеи, всего лучше говорит против её косности и национальной исключительности. Только великие, всемирно-исторические народы способны откликаться на мировые задачи, воспринимать вселенские идеи и отдаваться их осуществлению. Эта великая идея завещана была Москвой и новому периоду русской истории. Она всецело была принята Петром Великим. И в начале, и в середине, и в конце царствования Пётр энергически поддерживал и распространял связи России как со всеми единоверными, так и западнославянскими народностями и землями. Со времени императора Мануила Комнина не было на востоке царя более энергического и смелого в этом отношении, как и в национальных движениях славянства после гуситов никто ещё, кроме Петра, не выступал так открыто в смысле самого решительного панславизма. К мысли о Царьграде в русских руках часто обращался деятельный ум Петра. С этой мыслью были связаны его общие преобразовательные планы».

Впоследствии эти идеи были продолжены в Константиновском проекте Екатерины II и так или иначе подразумевались в русско-турецких войнах XIX в.

В XIX в. те же самые идеи особой миссии русского народа, хотя и иным языком, были высказаны славянофилами. Один из основоположников славянофильства Хомяков говорит о коренном различии путей России и Запада, раскрывает самобытные начала русского народа. Хомяков доказывает, что Православие через Россию может привести к перестройке всей системы мировой культуры и хозяйства. История призывает Россию встать впереди всемирного просвещения — история даёт ей право на это за всесторонность и полноту русских начал. У Хомякова было очень глубокое осознание не только особого пути России, но и всемирной задачи России. Эта всемирная задача состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием Запада.

Накопление этнографических знаний о русском народе начинается с древнейших времен. В «Повести временных лет» (XII в.) содержится обзор племён, населявших Русскую равнину, указаны их расселение, языковая принадлежность (славянские и неславянские языки), особенности обычаев. В местных более поздних летописях тоже немало разрозненных этнографических сведений.

Большое количество сведений о русском народе содержится в памятниках литературы Древней Руси с XI по XII вв. Систематизация их позволяет нарисовать картину жизни русского народа в его обычаях, традициях, труде, отдыхе и праздниках. Важным толчком к развитию русской этнографии как науке стали труды великого русского ученого М.В. Ломоносова. В трактате «О сохранении и размножении российского народа» и многих других трудах Ломоносов предлагал пути усиления могущества России за счёт усиления духовного потенциала русского народа, повышения его рождаемости и сохранения родившихся. Он подчёркивал важность для будущего нашей страны восточных территорий, заявляя, что «России могущество будет произрастать Сибирью».

Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельность развития русского народа. Ломоносов разработал идеологическую концепцию, в которой подчёркивал решающую роль православия, самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании российского государства. Он выделял в истории русского народа периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъёма и делил в связи с этим историю России на шесть периодов. Шестой период, по Ломоносову, начавшийся с Петра I, означал превращение России в могучую мировую державу, а русский народ –– в одну из главных сил мирового развития.

В конце 1840-х — 1870-е гг. большой вклад в изучение русского народа внесли славянофилы и близкие к ним писатели, учёные и общественные деятели. Результатом многолетней собирательской деятельности В.И. Даля были сборник «Пословицы русского народа» (1862 г., до 30 тыс. пословиц), фундаментальный «Толковый словарь живого великорусского языка» (тт. 1-4, 1863–1866 гг.) и др. Самая крупная публикация русских сказок выполнена по записям, хранящимся в архиве Русского географического общества, А.Н. Афанасьевым («Народные русские сказки», в. 1–8, 1855–63 гг.). П.В. Киреевский известен как один из первых издателей русских былин и исторических песен («Песни, собранные П.В. Киреевским», 10 вып., 1860–1874 гг.). П.Н. Рыбников в Олонецкой губернии записал и опубликовал около 300 былин («Песни, собранные Рыбниковым», тт. 1–4, 1861–1867 гг.). Ещё больше былинных текстов записал там же А.Ф. Гильфердинг («Онежские былины», 1873 г.).

П. А. Безсонов значительную часть своей жизни посвятил изучению русской народной поэзии, подготовив сборники «Калики перехожие» (вып. 1–6, 1861–1864 гг.), «Белорусские песни» (1871 г.). В 1877 г. И.П. Калинский выпустил «Церковно-народный месяцеслов».

Подытоживающий характер также носили вышедшие в к. XIX — н. XX вв. издания, содержащие значительные сведения по русской этнографии: «Русские народы. Наброски пером и карандашом» (1894 г.), «Народы земли» (тт. 1–4, 1903–1911 гг.), многотомное географическое издание под редакцией Н.П. Семёнова-Тян-Шанского «Россия» (1899–1914 гг.) (не закончено).

Русская этнография и фольклористика исследовали главное в русской жизни — православную веру, духовные традиции и обычаи. Они показали, что только благодаря им русские существуют как самобытная общность, способная решать огромные задачи и сознательно противостоять миру зла, насилия, стяжательства и индивидуализма.

Они показали, что изучение русской жизни невозможно без понимания в ней почитания икон, святых, монастырей и храмов. С древнейших времён в России знали иконы и имена святых, как слова молитвы. Как отмечают исследователи, знание и понимание икон объясняется воспитанием и народным бытом. Иконы находились в каждом доме, будь то боярские хоромы или крестьянская изба. Иконы были связаны с важнейшими семейными событиями и умножались из поколения в поколение. При рождении ребёнка заказывалась именная икона ангела с изображением святого покровителя, имя которого дано новорождённому при крещении. В старину эта икона делалась по мерке ребёнка и потому называлась «мерная». При смерти «мерная» икона клалась на крышку гроба. Жениха и невесту благословляли иконами Божией Матери и Спасителя, сына, призванного на войну, — иконой святого воина (св. Георгия Победоносца, Димитрия Солунского или Фёдора Тирона). Болящим дарили образ св. Пантелеймона. Изображения святых, имена которых соответствовали именам членов семей, приписывали на полях икон, или заказывались особые «семейные» иконы с рядами святых. Памятные даты заносились на иконе в изображениях, соответствующих церковному календарю, например, если кто родился 25 марта, то образ Благовещения помещался в ряду икон, если венчание происходило 26 августа, в день поминовения св. Наталии, её образ олицетворял это событие, и. т.п.

Россию называли Святой Русью, потому что среди её народа действительно было много святых, готовых положить жизнь за Бога и Православную веру, и именно они определяли духовное лицо нации. Русская земля содержит в себе такое изобилие честных останков русских святых и подвижников Православия, что поистине являет собой один огромный антиминс. Ни в одной другой христианской стране не было такого количества святых и подвижников благочестия. До 1917 г. число только официально канонизированных для общероссийского почитания было более 500.

Эти святые в течение тысячелетия определяли духовное лицо русского народа, его приоритеты и направления развития. Русские святые были главными носителям основополагающих ценностей русского народа — духовной цельности, неразрывности веры и жизни, добротолюбия, нестяжательства, монархического сознания, соборности и патриотизма.

Паломничество по монастырям и святым местам было неотъемлемой частью русской жизни.

На карте русской духовности монастырям и храмам принадлежало главное место. «Вся Россия –– наш монастырь», — писал Н.В. Гоголь. Русские обители были духовными центрами, в которых и вокруг которых совершалось стяжание Духа Святого, создавалась Святая Русь как особое благодатное свойство русского народа, делающее его оплотом христианства во всём мире.

Образный язык икон и слова молитв, обращённые к Богу и святым, были духовным языком, который объединял русский народ. Это был особый мир, в котором не было места для стяжательства, наживы, лжи, подлости и предательства. Именно этот мир показали русские этнографы XIX — н. XX вв.

Антирусские силы, пришедшие к власти в России после 1917 г., фактически запретили развитие русской этнографии. Комплексное изучение русского народа прекратилось. Этнографам разрешалось разрабатывать только отдельные, разрозненные элементы жизни русского народа, с обязательным подведением выводов исследований в прокрустово ложе советской идеологии.

На десятилетия под полным запретом оказалось исследование духовной жизни русского народа, изучение огромной роли в этой жизни Православной Церкви, почитания икон, святых и подвижников, паломничество по святым местам. Допускались только негативные и оскорбительные оценки этой важнейшей стороны жизни русского народа. Таким образом, духовные основы русской жизни объявлялись пережитками, которые требовалось искоренять, исходя из партийных установок КПСС.

Тем не менее продолжали существовать отдельные разрозненные островки, в рамках которых продолжалась русская этнография и фольклористика. В. Пропп, М. Азадовский, в более позднее время Н. Толстой, К.В. Чистов, М.М. Громыко, М.И. Шангина и некоторые другие учёные внесли значительный вклад в развитие русской этнографии.


Источник: Журнал «Звонница» № 26, 2016. Стр. 3-9

Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2017


Следующие материалы: