Главная // Студии // Современник // Андрей Токов. Колины единицы. Н. Ушаков. 2021


АНДРЕЙ ТОКОВ

КОЛИНЫ ЕДИНИЦЫ...


Он жил по хайямовски, «один средь сотен тысяч лиц». И ушел в дату с пятью единицами — 11.01.11. Вчера поздно вечером в эту череду похожих цифр добавилась еще одна единица. Со дня смерти Николая Николаевича Ушакова прошло ровно 10 лет....

Это поминальный текст о человеке, известном все же в узком кругу друзей, журналистов и музейных работников. Прошу это понять, если вам станет неинтересно читать о незнакомом человеке. Но вспомнить Колю Ушакова, хотя бы таким образом, надо обязательно. Чтобы не забыть ни его, ни все светлое и интересное, что было в стремительно проходящей реальности.

Коля всю жизнь проработал в музеях. Они держали его и питали энергией. Когда закончилась музейная эпопея, закончилась и жизнь. Не осталось интеллектуально-культурного эгрегора, подпитывающего все существование этого неординарного человека.

Ушаков, как и его известный поэт, полный тезка, писал стихи. Интересовался литературой, особенно военной, краеведением, политикой. И театром. Его должны хорошо помнить работники и актеры БГАДТ им.Щепкина конца 90-х, начала нулевых.

Писал, но не успел закончить исторический труд, публиковался в белгородской прессе того времени. Николай Николаевич был очень хорошим другом газеты «Альтаир» и ее уникального редактора Константина Битюгина. В интеллектуальной Костиной тусовке того времени Ушаков был, наверное, самой необычной и харизматической личностью.

Данный ему от природы широченный спектр талантов позволял проявлять себя почти в любой сфере жизни. Он не рисовал картин, не водил машин и не вышивал крестиком, остальное все давалось и подчинялось ему. Даже политика! Коля был одним из основателей знаменитого в девяностых местного политического объединения «Белгородское движение в поддержку перестройки» — БДП. Фирменное начало его речей на митингах «Сограждане!» моментально привлекало внимание.

Думаю, в годы работы Ушакова в музеях, сначала краеведческом, потом в его филиале — литературном, не было в городе лучше и интереснее экскурсовода! Первую его экскурсию лично для меня я помню еще когда краеведческий музей находился в здании Преображенского собора.
Николай Ушаков занимался краеведением, и очень тесно общался с еще докрупенковским кругом людей, увлеченных этой тематикой, в частности, с подзабытым у нас ныне Виктором Михайловичем Михельсоном.

Стихи Коля писал широко и много, щедро дарил их своим друзьям. Регулярно печатался и в «Альтаире» и в «Нашем Белгороде». К сожалению, это творчество осталось лишь в рукописях и самиздате.

Его знали многие. В культурном пространстве Белгорода того времени Ушаков выглядел яркой, необычной и в силу своеобразного характера и позиционирования в жизни, очень неоднозначной личностью, к которой было противоречивое отношение. Но в его восприятии все же преобладал здоровый позитив.

Вот найденные в сети воспоминания его друзей и знакомых.

Василий Обидченко, комментарий к фото 1:
Бий червоних, поки не побіліють, бий білих, поки не почервоніють» — лозунг «зелёных повстанцев» — очень близок к тому, что исповедовал Коля. Только никого он не бил... скорее, и те и другие — его. Путь русского интеллигента.



Даня Колегаев:
Он так счастлив был, когда я ему подарил эту майку. Сказал будет в музей на планерки в ней ходить. Это на кухне у меня на Чапаева снято в 2010 году.

Владимр Зеленский:
Да, Коля был анархо-похренистом...царствие небесное!

Василий Обидченко, к фото 2,3:
Попалось тут на Госкаталог.ру в музейных архивах. Мой друг Коля Ушаков, Николай Николаевич, 1999 год.










Наталья Дроздова, 2012 год
У меня в телефоне, когда звонят из литмузея, до сих пор высвечивается "Ушаков". Без Коли там как-то не то и не так...



Оксана Закутская, 2011 год, комментарий к статье в «Голосе Белогорья»:
Больно защемило на сердце после прочтения статьи. Лично я была не знакома с Николаем Николаевичем, но, работая в музее, очень много добрых слов о нем услышала. К несчастью, личное отношение руководства к сотрудникам музея резко преобладает над объективной оценкой их работы. Ну а в случае с Николаем Николаевичем, дело обстояло сложно. Человек он был, по мнению абсолютного большинства научных сотрудников, самый одаренный и талантливый в историко-краеведческом и литературном (филиал краеведческого) музеях. И делом своим жил, дышал. А далеко не каждый научный сотрудник может так сказать о себе. Не угодил он руководству. Не соглашался с некоторыми постановками задач и планов. Не соответствовал образцу поведения «советского товарища», который популяризируется в музее.

И горькое завершение музейной жизни — буквально через год поле того, как его заставили уйти из последнего пристанища, литературного музея, Коля умер от сердечного приступа. Да, со злым миром вокруг Николаю Николаевичу помогал бороться любящий такие души алоголь. Но он следствие отношения к нему бедных злых людей, а не причина. Ведь работники тех музеев, где трудился Ушаков, после смерти никогда не вспоминали ни самого Колю, ни его заслуг как научного сотрудника.

В позапрошлом году была сфотографирована могила Николая Николаевича Ушакова на кладбище в районе улицы 8 Марта. Три последних фото дают прекрасное представление об отношении нашей музейно-культурной обществености к списанным в «утиль» и из жизни коллегам. Оградки нет, табличка стерлась полностью, ни имени, ни даты. Идентифицировать могилу могут только те, кто точно знает где она находится. Думаю, сейчас захоронение в еще более худшем состоянии.



У Коли не осталось ни близких, ни помнящих его родственников. В прошлом году в Киеве умерла и его театральная муза, работавшая в БГАДТ на рубеже девяостых и нулевых — актриса Оксана Воронина. Душу нашего Николая Николаевича больше ничего не интересует на бренной земле. Он жил один, умер один, и в вечность ушел тоже один...

2021

Источник: пост в сети «ВКонтакте»

На страницу Николая Ушакова

Сергей Лебедев, Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2024