Главная // Книжная полка


ЛЮДМИЛА БРАГИНА

МЕДВЕДИКИ

Рассказ

Первый свой борщ трёхлетняя Лидочка сварила из тёртого кирпича и травы. Для куклы Наташи. Радостная позвала бабушку похвастаться.

— Пхее…. Це дурнiця. Хіба ти таке їсишь? (Глупости. Разве ты такое ешь?)

Лидочка оправдывалась:
— Я ж для куклы, понарошку….

— Так і що що для куклы? У Наталки живіт скрутить від твого годування. У житті все повинно бути по-справжньому. Треба тебе борщ навчити готувати (Ну и что, что для куклы? У Наташки живот заболит от твоей еды. В жизни все всё должно быть по-настоящему. Нужно тебя борщ научить готовить). И неожиданно лукаво добавила: А то заміж ніхто не візьме…(А то замуж никто не возьмёт…)

Лидочка всё поняла правильно и с того времени не стало бабушке и маме покоя. Ни в магазине продуктовом, ни на кухне. Как кушать готовить — Лидочка с расспросами бесконечными, нож хватает резать, спички только, что не об стенку научилась зажигать.

Лидочка пристрастилась готовить. Борщ уже варила самостоятельно лет в шесть, все время держа в памяти бабушкину пригрозку. А в третьем классе она завела толстую тетрадь, куда старательно вклеивала вырезки с полезными советами по ведению хозяйства, сервировке стола и рецептами всевозможных блюд.

Когда никого не было дома, она листала тетрадку, выбирала какой-нибудь кулинарный рецепт и воплощала его въявь. Она всегда пробовала блюдо первой, и если оно удавалось вкусным и красивым, радостно ждала домой маму и бабушку, чтобы удивить их и накормить, конечно. Но часто случалось так, что следуя букве рецепта, еда получалась не вполне съедобной. И Лидочка расстроенная, разочарованная и рассерженная съедала это сама, чтобы не ударить в грязь лицом перед любимыми мамой и бабушкой.  

Она слышала в школе рассказы подружек о том, как их родители заставляют есть невкусную еду, а они просто выкидывают её в унитаз. Но Лидочка так поступить с едой не могла. Она трудилась, и не виновата, что автор попался несведущий и вкус у него совсем не такой… ну и продукты тоже было жалко, всё-таки бабушка ходила на базар, тащила сумку.

Каждый раз, когда Лидочка представляла как маленькая старенькая родная бабушка тащит по улице тяжёлую сумку, она с удвоенной скоростью проглатывала свои кулинарные неудачи. Но этим дело не ограничивалось, она открывала тетрадку и напротив рецепта ставила жирную красную двойку! Или тройку. Хотя со временем четверок и пятёрок становилось всё больше.

Лидочка выросла без отца. Вышла замуж в 20 лет. И когда смотрела на своего молодого мужа, каждый раз беспокоилась, что совсем мало знает его. Она знала какие он любил делать ей подарки и комплименты, какие букеты выбирал для неё, какие книги перечитывал по несколько раз. А вот сколько он съедает за обедом хлеба, что он больше любит: луковый французский суп или полтавский борщ… ну и многое другое ей предстояло узнать за долгие годы их совместной жизни в «горе и радости».

Ей было удивительно видеть какую прорву еды он поглощает. Лида пыталась распросить маму, но та неизменно отвечала: «Ну, он же мужчина, ему нужно больше есть…» Разделять «больше» и «лучше» Лида не умела и не понимала, как это можно сделать. Свекровь подарила ей очень красивую книгу о детском питании. Наверное, с намеком. Но пока они жили с мужем вдвоем, Лидочка выбирала рецепты для своего мужчины, которого надо обильно и вкусно кормить.

Однажды, перелистывая книгу о детском питании, она увидела интересный рецепт с картинкой печенья «Зайчики». Они до того были симпатичные, что Лидочка решила побаловать своего суженого, который в перерыв обедал дома. Предварительно она сварила наваристый борщ, поджарила румяные отбивные, приготовила гарнир, сливовый компот… ну и с особым волнением принялась за печенье.

Делалось оно несложно, но, чтобы придать нужную форму будущим зайчикам нужно было повозиться: наделать много маленьких колбасок из теста, сложить их пополам, потом разрезать ножницами будущие ножки и ушки, потом из изюма сделать глазки, и ещё Лидочка решила сделать маленькие надрезы чтобы придать улыбочку зверушкам. На приготовление печенюшек ушло столько же времени, сколько и на весь обед. Но она успела!

Муж прибежал на перерыв, чмокнул в щёку, повёл носом — «какие запахи» — сел за стол и ... отдал должное стараниям молодой заботливой жены. Съел всё подчистую. Потом встал, снова поцеловал Лидочку: «Спасибо, дорогая! Обед был чудесный! Особенно медведики. Всё побежал! До вечера».

Он ушел, а Лида стояла посреди кухни кусая дрожащие губы, но не выдержала и разревелась. Медведики!.. Она придавала каждому зайчику выражение, следила, чтобы не отвалились и не подгорели их маленькие хвостики, а он просто покидал их в рот… Он даже не поглядел на них… А ведь до этого было съедено первое, второе, компот… Ведь он уже не был голоден…

Лида рыдала от острого разочарования, хотя понимала, что это несущественно и, наверное, глупо, но ощущала себя такой несчастной, что не могла никак успокоиться. Что-то очень важное для неё не состоялось с этим человеком. Зазвонил телефон. Лидочка не хотела брать трубку, она дрожала и всхлипывала, и разговаривать с кем-то не было сил.
Но телефон замолчав, зазвонил с новой силой. «Мама, бабушка... — с ужасом подумалось Лидочке, — только бы ничего не случилось…» Она схватила трубку.

— Алло...
— Что случилось? Ты плакала? — раздался в трубке взволнованный мамин голос.
— Мам, а откуда ты узнала?
— Да ты так ответила. Что случилось?

И Лидочка рассказала все по порядку. Мама слушала не перебивая:
— Что-то ещё или только это?
— Только это. А разве мало?
— Да, не мало, но ты самое главное не поняла, доченька.
— Чего? Что не надо было за него замуж выходить? – снова рыдания подступили к горлу.
— Да нет, глупенькая… Просто… Пойди, возьми книгу, по которой готовила своих зайчиков.

Лида положила трубку на столик, принесла книгу:
— Здесь….
— Прочитай название.
— Детское питание.

— Вот. Ты понимаешь, ведь она не случайно так называется и рецепт зайчиков в ней тоже. Следующий раз просто поджарь ему больше картошки. А зайчиков, если хочешь, вдвоем сделаем.

Лида перестала плакать. Она, конечно же, согласилась, но осталось такое чувство пустоты и чего-то такого, в чём Лида боялась разбираться до конца.

Однажды в разговоре двух пожилых женщин она случайно услышала такое выражение: «Вміла готувати, та не вміла подавати». Задумалась. На самом деле её муж любит простую сытную еду, и больше радуется когда его ждут дома.

С годами у Лиды появилось одно невинное развлечение, хотя оно и родилось из грустной предыстории. Её муж оказался непрактичным и непредприимчивым. К примеру, его одноклассник Вовка занялся торговлей. Ездил по деревням, скупал у населения мясо подешёвке, а в городе продавал втридорога. Открыл несколько магазинов и обзавелся помощниками. Муж дружил с ним, но Лида покупала мясо в магазине и по отнюдь не дружественным ценам.

Чаще всего Лида брала курицу и готовила её тысяча и одним способом. Украшала тушку зеленью, прятала под овощами и фруктами, запудривала экзотическими специями, меняла её сущность в маринадах и соусах... А потом, сбрасывала фартук, делала свежий макияж, поправляла причёску, торжественно подавала эту очередную законспирированную курицу на обед и с гордой улыбкой сообщала: «Паштет из свинины «Рийет»! Мясо по-тоскански! Баранина по старинному французскому рецепту!»

Муж не мог нарадоваться. Искренне восхищался её талантами. Отдавал им дань, не щадя живота своего. Расхваливал перед друзьями…

Но иногда, подкатывала к сердцу неожиданная щемящая и тянущая тоска, и Лидочка вспоминала из давно позабытого-счастливого...
— У житті все повинно бути по-справжньому.

2020


Публикуется по рукописи


Олег Роменко, Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2021