Главная // Книжная полка


ВЛАДИМИР БАБИН

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Юмористический рассказ
Из «Антологии современной литературы Белгородчины» (1993)


— Папа, у меня задачка не получается, — тормошил Груздикова сын-пятиклассник, пытаясь своими силами привлечь к себе внимание отца, который напряженно следил за событиями у наших ворот.

— Ну, папа! — продолжал упорно настаивать Груздиков-младший. — Задачка не выходит!

— Посмотри в ответ, — не отрываясь от перипетий борьбы уже в средней зоне, подсказал Груздиков, — в конце «Задачника» должен быть.

Сын захныкал.

— Сейчас же помоги ребёнку, — сказала мама и выключила телевизор.

Груздиков по опыту знал, что возражать бесполезно:

— Ну, что там у тебя? — спросил он своего несмышлёного сына.

— «Из одной трубы вытекает, а в другую втекает», — уныло произнёс сын, — а у меня получается, что оно не вытекает.

— Интересно, куда же оно девается? — ухмыльнулся Груздиков-старший. — И чему вас только в школе учат? Давай сюда твою задачку.

Некоторое время Груздиков пытался осмыслить условие задачи, то и дело заглядывая в ответ.

— В одну трубу, значит, втекает, а в другую вытекает, — бормотал он, а сам при этом рисовал на листочке бассейн с двумя трубами и вышкой для прыжков в воду. — Морочат детям голову всякой ерундой!

Груздиков решительно отодвинул «Задачник»:

— Подожди-ка, сейчас мы её без «икса» осилим, — он метнулся к телефону. — Аллё? Мне Петра Васильевича... Аллё, Петя? Слушай, старина! Tут, понимаешь, такое дело... мешают мне хоккейчик смотреть... Выручай как можешь — ты ж у нас головастый был...

Пётр Васильевич, одноклассник Груздикова, действительно считался в школе большим специалистом по части математики и других точных наук.

— Понимаешь, странная задача тут: всё течёт, а не меняется... то есть, две трубы неизвестного диаметра, а в ответе пятьсот литров в час — и не меньше. Выручай, старина!

Груздиков дословно продиктовал условие задачи.

— Ладно, — сказал Пётр Васильевич, — позвони минут через пяток.

— Жди, бестолочь! — буркнул Груздиков-папа на своего сына и метнулся к телевизору.

— Что за ерунда! — бормотал Пётр Васильевич, исписывая второй лист бумаги одному ему понятными крючками. — С ответом не сходится!

Когда стало ясно, что задачи ему не осилить, Пётр Васильевны набрал номер своего «шефа»:

— Михаил Михалыч?.. Извините за беспокойство, на минуточку отвлеку вас, — Пётр Васильевич в темпе соображал, как бы ему сформулировать условие задачи, чтобы начальство не подумало, будто ему морочат голову, — мы тут проект заканчиваем и стали перед одной сложной проблемой. Ваш опыт, Михаил Михалыч, общеизвестный и... в общем, вся надежда на вас.

«Шеф» редко когда возражал, если ему напоминали о его огромном опыте и авторитете:

— Слушаю вас?

— Автоматизированная система уже функционирует, но, вы понимаете, жидкая фракция не хочет вытекать из резервуара. То есть, она втекает по пульпопроводу, а вытекать должна ...

Пётр Васильевич кратко, но доходчиво сформулировал условие «проблемы», при этом используя слова «дисперсионная среда» и «оптимизация по заданным критериям».

— Перезвоните мне минут через двадцать, — сказал Михаил Михайлович и тут же позвонил своему институтскому приятелю, который после их выпуска пошёл дальше всех и считался теперь крупным специалистом в области «дисперсионной оптимизации в заданной среде».

— Александр Александрович! Доброго здоровьица! Как жена?! Как детишки-внучки? Ну, великолепно! Видел вашу последнюю монографию, восхищён! Это шаг вперёд... вперёд, говорю, шаг, дорогой коллега, поздравляю! Да, Александр Александрович, наш институт в настоящее время решает одну важную народнохозяйственную проблему. Речь идёт об охране среды. Да, вопросы очистки, весь комплекс. Так вот, столкнулись мы с одной задачей.

Михаил Михайлович подробно, но доходчиво изложил суть вопроса своему однокурснику, который пошёл дальше всех, при этом используя слова «глобальное прогнозирование» и «экономический эффект».

— Ну, что же, попробую вам помочь, — сказал крупный специалист Александр Александрович, привычно растягивая слова, — позвоните мне... этак... к концу недели... А хотя нет — у меня симпозиум — лучше на будущей, в среду. Договорились?

На следующий день Груздикова-старшего вызвал начальник отдела:

— Значит, так. Нам поручили очень ответственное задание по разработке комплексных методов глобальной очистки. Вам надлежит произвести расчёт агрегата «Резервуар» — это условное название. Вот, ознакомьтесь с техзаданием и ко вторнику на будущей неделе доложите свои соображения. И обратите внимание, что на «выходе» должно быть не менее «пятисот литров в час». Желаю успеха.

После работы Груздиков-старший бежал домой самым кратчайшим путём.

Груздиковский отпрыск сидел у телевизора и с нескрываемым восторгом следил за очередной погоней любимого всей детворой Волка за не очень любимым Зайцем.

— Ты задачку решил вчерашнюю?! — Груздиков-старший влетел в комнату, не снимая пальто и шапки и поставил вопрос ребром перед своим неразумным отпрыском.

— Не-а, — честно признался тот. — У Петьки списал. Ох и головастый этот Петька!


Источник: Антология современной литературы Белгородчины. — Белгород: Издательство В. М. Шаповалова, 1993. Стр. 216-218


Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2017