Главная // Книжная полка


ВЛАДИМИР КАЛУЦКИЙ

ТАКАЯ ДИВНАЯ СТРОКА


Есть люди, самоё имя которых греет сердце. Даже если вы не были друзьями, одно лишь упоминание о них поднимает в душе волну горячего восхищения. Для меня живут несколько таких имен, и одно из них — Александр Филатов. Впервые я увидел его где-то в середине семидесятых годов на лестничной площадке Белгородского пединститута. Красивый, прямой, громогласный, сидя на подоконнике, он читал стихи. Стихи меня сразу царапнули. И не только меня. Скоро на лестнице — вверх и вниз по маршам, уже столяо множество людей.

А он читал. Великолепным голосом, хотя без декламации, без позы. Было в стихах столько силы и сока, что казалось — это не человек читает, а богатырь:

Не знаю, кто.
Быть может, половчанин,
Быть может — сам Владимир Мономах,
Врубались в землю звонкими мечами,
Неся и возрождение, и прах...


И совершенно не сочлась со стихами картина того, как поэту кто-то из студентов подставил плечо, и он грузно поднялся с подоконника.

Знаете, что страшного я тогда в себе обнаружил? Мне понравилось, что инвалидность не ущемила, а придала стихам эпическое звучание.

Потом мы встречались не раз. Другом я ему не стал — между нами лежала десятилетняя разница в возрасте. Не было у нас и сочетания учитель — ученик. Как-то мы шли рядом, но каждый по своей дорожке. И уже тогда, с первой встречи, я понял, что Саша Филатов — это величина, карбункул в россыпи янтаря русских поэтов. Он дарил мне все свои книжки. К несчастью, было их, если не ошибаюсь, всего четыре штуки. Смертельно мало для того, чтобы удержаться в обойме крупнейших русских поэтов ХХ века. Но достаточно, чтобы оставить своё имя родному краю навсегда.

И вот сегодня с радостью узнаю: «На заседании совета по развитию Белгородской агломерации обсудили возможность увековечения памяти и сохранения дома белгородского поэта, писателя и публициста Александра Филатова в его родном селе Топлинка, которое расселили из-за затопления этой территории Белгородским водохранилищем. Предложение поддержал губернатор Евгений Степанович Савченко. Вопрос присмотра за домом Филатова, о творчестве которого «БелПресса» рассказывала в рамках проекта «Год литературы», подняла депутат горсовета Татьяна Дубинина (Белпресса)».

Не хочу никого обидеть. Конечно — надо помнить о своих выдающихся спортсменах, надо отмечать подвиги наших героев.

Но троекратно к сему надо чтить поэтов. Ибо поэт — это душа народа. Без поэта не будет ни спортсмена, ни героя. Я езжу по городам области и вижу названия улиц — Пушкинская, Тургеневская, улица Льва Толстого. Но почему в Короче нет улицы Никиты Пашнева? В Белгороде — Виталия Буханова и Николая Гладких? В Алексеевке — прозаика Николая Рыжих?

Хочется верить, что идея с увековечением памяти Александра Филатова даст толчок сему благому делу. Улицы Александра Филатова должны появиться в наших городах. И книги его надо непременно переиздать так, чтобы в каждой библиотеке были.

Вот как есть они у меня, с дарственнными подписями. Смотрите — муж и жена Филатовы. Поэты Александр и Зинаида. Как Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус.

Гордость России.

2016

Публикуется по тексту, размещенному на странице Владимира Калуцкого на портале «Проза.ру»

На страницу Владимира Калуцкого

На страницу Александра Филатова


Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2019


Следующие материалы:
Предыдущие материалы: