Главная


ВАЛЕРИЙ ЧЕРКЕСОВ

УРОКИ ШАПОВАЛОВА

30 ноября 2015 года писатель-фронтовик и почётный гражданин Белгородской области встретил своё 90-летие


И В КЛУБАХ, И НА ФЕРМАХ

Я расскажу о старшем друге Владиславе Шаповалове, ненавязчивые уроки которого повлияли на меня и на то, чем я занимаюсь.

Осень 1982 года. Неделя литературы. Выступаю вместе с Владиславом Мефодьевичем. В день у нас по три, а то и больше встречи с читателями — в клубах, на фермах, в мастерских. Слушатели — простые люди, но Владислав Мефодьевич быстро находит с ними контакт. Он хорошо знает крестьянскую жизнь, да и герои его произведений — люди от земли. В рассказах дышит родная природа — всё это находит живой отклик. Следуя его примеру, и я не читаю «мудрёные» стихи, а перехожу на лирику — и мои выступления проходят успешно.

И впоследствии я буду перенимать у него опыт общения с читателями, особенно с юными. Казалось бы, читай детям что-нибудь весёлое и смешное и успех обеспечен. Но Владислав Мефодьевич, как правило, не идёт на поводу у юных, а умело и тактично говорит о патриотизме, размышляет о прошлом и настоящем нашей страны, и дети с интересом слушают, задают вопросы. Не в том ли истинное предназначение писателя — нести просветительское, познавательное слово в юные души, а не только развлекать и веселить.


ВОЙНА И ПЕРО


Во время той поездки мы выступали в посёлке Троицком Губкинского района. На подъезде к нему увидели памятник — женщина прижимает к себе ребёнка. В Доме культуры нам рассказали, что в камне запечатлена Наталья Травкина. Во время оккупации фашисты наткнулись на погреб, в котором женщина скрывалась с детьми, застрелили всех, самого малого прямо на руках у Натальи. Пуля пробила ей руку, были и другие ранения, она упала без сознания, а когда очнулась и увидела погибших детей, то вмиг поседела от горя.

Узнанное ошеломило. Вернувшись из поездки, я написал очерк о судьбе этой женщины для «Ленинской смены». А Владислав Мефодьевич не спешил, накапливал материал. Узнав, что Наталья Константиновна живёт в Старом Осколе, встретился с ней. Всё это нашло отражение в повести «Руки матери». Она созвучна шолоховскому рассказу «Судьба человека», так же трагична и одновременно жизнеутверждающа. Прочитав её, я понял, чем отличается журналистика от писательского дела.

В той поездке Владислав Мефодьевич подписал мне свою книгу «Живите весело на свете», а вскоре повесть «Серые великаны». В ней рассказывается, как директор небольшой сельской школы вступил в борьбу с чиновниками и бюрократами. Это произведение — ещё один урок того, как можно и в застойное время не подлаживать своё слово под залакированную благодушную действительность, а писать честно и правдиво о том, что творится вокруг. В повести говорится о происходящем как с негодованием, так и с болью: что же мы творим, что же с нами творится?


НЕ ОПУСКАЯ РУК


Сейчас удивительно, но самые значительные произведения Владислава Мефодьевича долго лежали в столе, их читали в редакциях, но в свет не «пущали». К примеру, роман «Белые берега» — поистине своё слово о войне. Но нашлись и такие, которые обвиняли автора в искажении правды, чуть ли не в антипатриотизме и национализме. Несправедливые удары писатель держал стойко. Сегодня роман занял достойное место в русской литературе о Великой Отечественной войне.

Войну — свою и всенародную — Шаповалов выписывал с первых шагов творческого пути. Детские повести «Старый букварь», «Мишка», «Буланка». Даже в поэме «Медвяный звон», в рассказах о братьях меньших, которые участвовали в войне, — они составили поистине уникальную в нашей литературе книгу «По всей линии фронта», в прозаических миниатюрах, в романе-размышлении «Грёзы», в острой публицистике. С его взглядами на минувшую войну и на историю нашей страны, на сегодняшнее время можно не соглашаться, но то, что писатель пишет честно — несомненно.

Уроки Шаповалова. В начале трудных 90-х Владислав Мефодьевич, которому уже было за шестьдесят, не опустил руки, зарегистрировал своё издательство. Более двух миллионов — таков общий тираж выпущенных им книг. Помню, как он попросил помочь разгрузить вагон бумаги и катал многокилограммовые рулоны вместе с нами, молодыми. А сколько он мыкался, издавая первые номера журнала «Звонница» — теперь это одна из визитных карточек нашей области.

Владислав Мефодьевич — пример, как надо выстраивать отношения в семье. Раиса Егоровна — жена, помощница во всём. Освоила компьютер, набирала книги, верстала. Сын Виталий сейчас продолжает издательское дело, дочь Ольга оформила многие детские издания. Когда ни зайдёшь к Шаповаловым — они всегда чем-то заняты.

Как-то я прочитал Владиславу Мефодьевичу шутливую эпиграмму, заканчивающуюся так: «Чтобы быть на Руси писателем, надо бо-ольшое здоровье иметь!» Он улыбнулся: «Я ещё на фронте понял, что хочу рассказать о своей войне и что это будет непросто, а потому надо долго жить, и за все свои годы не выкурил ни одной сигареты, ни разу не напивался до беспамятства».


ЧЕТВЁРТОЕ ПОЛЕ


В год 70-летия битвы на Курской дуге журнал «Наш современник» напечатал статью Владислава Шаповалова «Четвёртое поле». Главный герой говорит о том, что, в сущности, жизнь прекрасна, несмотря на то, что в ней существуют войны, вражда, зло. В конце концов, добро и правда всё равно побеждают. Главный вывод, к которому приходит писатель: в наше время идёт сражение за будущую судьбу России и нашего народа. «ЧЕТВЁРТОЕ — всеохватно, до последнего, окроплённого нашей кровью лоскутка светоносной русской земли, уходящей из-под ног негласно, хитро…»

Владислав Мефодьевич по-прежнему каждый день садится за писательский стол. Он полон творческих планов. Вот истинный пример творческого долголетия. Я рад, что могу позвонить ему в любое время, сказать: «Здравствуйте, Владислав Мефодьевич!». Он выслушает, поймёт, поддержит.



Источник: Сетевое издание «БелПресса», 01 декабря 2015 г.



На страницу Валерия Черкесова


На страницу Владислава Шаповалова


Марина Щенятская, Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2022


Следующие материалы:
Предыдущие материалы: