Главная


ТАМАРА АКИНЬШИНА

«ЗВОННИЦА» ВЛАДИСЛАВА ШАПОВАЛОВА
Как писатель-фронтовик создал белгородскую летопись Великой Отечественной войны


Писатель Владислав Шаповалов основал первый на Белгородчине частный издательский дом. Сейчас он выпускает русскую классику для детей, а в 1990-е годы издавал уникальные антологии белгородской прозы и поэзии.


НА РАЗВЕДКУ В МИНИСТЕРСТВО


У писателя, ветерана Великой Отечественной войны Владислава Мефодьевича Шаповалова кабинетик на два стола в Белгородской юношеской библиотеке. Здесь размещается редакция общественно-политического, литературно-художественного и научного журнала «Звонница», который в текущем году отметит 20-летний юбилей. Выходит он в одноимённом издательстве «Звонница».

Изначально оно носило другое — фамильное — название: «Издательский дом «Шаповалов». Это его в начале 90-х годов прошлого века писатель Владислав Шаповалов организовал с «нуля», проторив первую дорожку по целине дотоле неведомого в стране частного издательского бизнеса.

«Государственные издательства одно за другим закрывались. Мои два романа в «Советском писателе» в Москве должны были выйти, но год от года всё откладывалось. Я туда приехал — а уже все рукописи из шкафов вывалили на пол и работники ушли. И тогда у меня возникла идея: сейчас ведь можно учредить своё издательство», — вспоминает Шаповалов.

Владислав Мефодьевич тогда же, не теряя времени, поехал в Министерство печати — на разведку. Там писателю объяснили: чтобы открыть частное издательство, надо заручиться поддержкой местных властей.


«ДЕВЯТКА» ЗА ЛИЦЕНЗИЮ

В Свердловском райисполкоме Белгорода с ходу выдать разрешительную справку отказались. Но предложили прийти на заседание, чтобы дать пояснения.

«Ну, вот я на заседании в исполкоме, где сидят солидные люди и не могут понять, как это я один (!) могу открыть издательство. Заявляю: давайте попробуем!» — с улыбкой рассказывает писатель.

Судили-рядили в исполкоме, но разрешение всё-таки дали. Однако это полбеды. За лицензию нужно было заплатить немалые по тем временам (ещё советским) деньги: десять тысяч рублей. Для сравнения: тогда модная «девятка» (ВАЗ-21 093) стоила 9100 рублей.

У Шаповалова на сберкнижке лежали гонорары за написанные им книги — в 1980-х годах они у него выходили каждый год большими тиражами. И платили за них немало. Эти-то личные сбережения Владислав Мефодьевич и потратил на свою издательскую авантюру.

«Купил лицензию и два рулона бумаги. И всё. Остался без денег. Ну, тогда-то все остались без денег, а я вот с бумагой и лицензией», — посмеиваясь, добавляет писатель.


КНИГИ — ДЕТЯМ

Перво-наперво Шаповалов издал несколько своих детских книжек.

«Работать было очень просто. Издание детской литературы не облагалось налогами. Я нашёл хорошую новую типографию в Липецке и печатал по 100 тысяч, 200 и даже 300 тысяч экземпляров книг», — похвастался Владислав Мефодьевич.

Что примечательно: печатали по договору, без предоплаты. Верили на слово. Загружал Шаповалов свои свежеотпечатанные книги в фуру и вёз их в Москву на Центральную книжную базу. Оттуда литература без промедления разлеталась в разные концы большой страны, и буквально через 3–4 дня писателю на сберкнижку поступали за издания деньги, которыми он рассчитывался за типографские услуги.


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ


«Дальше надо было переходить на более широкий диапазон издательской деятельности. Следовало позаботиться о белгородских писателях, потому что издательств не стало, и выпуск книг наших поэтов и прозаиков прекратился», — пояснил Шаповалов.

И вот Владислав Мефодьевич начал издавать книги своих земляков. В том числе — уникальную «Антологию современной литературы Белгородчины». Вышла она привычным по тем временам, но практически немыслимым сегодня тиражом в 100 тысяч экземпляров.

«Тогда на это требовались не такие огромные деньги, как кажется вам. Это сейчас бумага подорожала, как и всё подорожало. А у меня тогда уже была своя бумага», — пояснил Владислав Мефодьевич.


САМ СЕБЕ ПОЛИГРАФИСТ


В первые годы издательские дела Шаповалов полностью «тянул» сам. С набором текстов и прочими компьютерными делами помогал сын Виталий. Постепенно Владислав Мефодьевич приобретал для издательства типографское оборудование. Сам ездил на специализированные выставки в Москву и по очереди закупал печатную, ниткошвейную, термоклеевую и биговальную машинки, специальные типографские ножи-гильотины, оборудование для тиснения.

«Прежде чем купить какую-то машину, я сам её осваивал. Чтобы не взять бракованную. В магазине просил: давайте попробуем эту, давайте другую. Я хорошо изучил это дело», — рассуждает Шаповалов.

И бумагу — огромные тяжеленные рулоны — разгружал (это в его-то годы!), и во все типографские процессы вникал до мелочей.

«Здесь надо было горбячить! И как горбячить: на общественных началах. Ну а сейчас таких дураков нет из молодых. Только старые есть дураки», — горько усмехнулся издатель.


АДРЕСОВАНО ПОТОМКАМ


В начале 1990-х книги в издательстве Шаповалова выходили одна за другой. Он наращивал тиражи, готовил новые выпуски. Его частный бизнес процветал. А потом…

«Пришёл Ельцин, и такие времена настали… Я обанкротился! У меня ни копейки денег, и я ничего не могу делать», — с горечью вспоминает Владислав Мефодьевич трудный период жизни.

Однако же руки разорившийся издатель не опустил. Он обратился за помощью к губернатору Евгению Савченко.

«Я пошёл в Евгению Степановичу и рассказал, что вот такое значимое для духовной и культурной сферы было у меня начинание, и как ему подорвали корни».

Глава области распорядился выдать писателю беспроцентный заём в миллион рублей. И когда Шаповалов не успел его вернуть в срок — пролонгировал договор ещё на год. На заёмные деньги Владислав Мефодьевич реанимировал своё издательское дело, и средства в областную казну вернул до копеечки. Снова стали выпускать книги. В их числе — вышедшая в 1995 году монументальная антология военной прозы и поэзии Белгородчины «Потомкам», которая открывается статьёй председателя Союза писателей России Валерия Ганичева.

По просьбе Шаповалова сотрудница юношеской библиотеки принесла увесистый том этой книги из фондов учреждения.

«Видите, сколько закладок здесь. Значит, люди берут и работают», — с радостью отметил писатель.

Собрать материалы для книги Шаповалову помог Анатолий Гридчин, работавший в то время заместителем главы администрации Белгородской области. По его распоряжению во всех районных газетах вышло объявление о подготовке антологии, и к писателю потекли ручейки информации из муниципалитетов.

В книге «Потомкам» собраны не только произведения белгородских писателей, но и воспоминания фронтовиков, их фотографии. Многих из авторов, а их более ста, уже нет в живых. А книга осталась. Белгородская летопись Великой Отечественной.


СИМВОЛ ПОБЕДЫ


Книгу эту удалось издать небольшим тиражом. Материалы для печати постоянно дорожали, приходилось урезать объёмы. Шаповалов по-прежнему сотрудничал с Липецкой типографией: её услуги были дешевле белгородской, и книги из неё ближе возить в Москву.

В 1997 году Владислав Мефодьевич издал серию книг о белгородской культуре и некоторых отдельных местных ремёслах. И тогда же основал журнал «Звонница».

Мало кто верил, что дело пойдёт. Но Владислав Мефодьевич не отступил. Начал издавать журнал, причём опять на личные средства.

Специально под него учредил автономную некоммерческую организацию «Журнал «Звонница» и одноимённое издательство, которое, по сути, стало правопреемником его первого издательского дома.

«И вот уже 20 лет так оно называется. Как-то не очень солидно было: издательство «Шаповалов». Хотя и сейчас есть именные издательства, но я считаю, так стало лучше. Звонница — памятник в честь Победы на Прохоровском поле, ведь такой символ», — пояснил писатель.

Сейчас «Звонница» издаёт серию книг для детей по программе фонда «Детская книга», которую разработал Владислав Мефодьевич. Вышло уже 11 её выпусков.

Примечательно, как редактор отреагировал на проблемы в отношениях между Россией и Украиной: выпустил книгу Леси Украинки.

«Вот они нас там долбают, а мы так отвечаем: памятник в Белгороде установили Богдану Хмельницкому, книжечку украинской поэтессы я издал. Мы же не забываем ни о чём и хотим, чтобы и другие помнили», — подчеркнул Шаповалов.


ЧТОБЫ ПОМНИЛИ О ГЕРОЯХ


До кризиса 1998 года свет увидели два выпуска «журнала писателей Белгородчины», как изначально позиционировалась «Звонница». Третий выпуск удалось издать лишь в 2002-м. Сейчас вышел уже 26-й номер журнала и отпечатан 27-й (осталось только склеить его). Но в будущее издатель смотрит без оптимизма:

«В позапрошлом году было четыре номера, в прошлом — лишь два. А в этом даже не знаю, один или два будет. Финансы сокращаются», — посетовал Владислав Мефодьевич.

Между тем, положительные отзывы на каждый номер идут десятками.

«А какой наплыв рукописей! Девочки не справляются (это Шаповалов о двух своих сотрудницах, которые обрабатывают присланные в журнал материалы. — Т. А.), я читать не успеваю! Здесь же всё! Сделали, допустим, какое открытие наши историки-краеведы, так его сюда — раз! Попробуй собрать для его обнародования отдельную книжку и издать её. А в журнале это можно сделать очень оперативно. В нём все разделы есть: исторический, географический, природный, по искусству», — перечисляет главный редактор.

В редакционном шкафу аккуратными стопками лежат папки: «Опубликовано», «Вернуть автору», «Редактору — на перспективу». Последняя — самая большая.

По словам Шаповалова, он постоянно думает над новыми рубриками. Вот и в 27-м номере появится ещё одна: «Герои России». В ней будут рассказы о доблестно воевавших белгородцах, которые внесли свою толику в большую общую Победу. А значит, считает Владислав Мефодьевич, они тоже герои своей страны.

«Я ездил по области и заходил в дома. Хранятся ещё у людей фотографии военных лет, но когда-то они могут пропасть. А в журнале мы их зафиксируем навечно», — убеждён издатель.


СПРАВКА «БелПрессы»

Владислав Мефодьевич Шаповалов родился 30 ноября 1925 года в селе Васильевка Днепропетровской области. В 1943 году добровольно ушёл на фронт. Участвовал в боях за освобождение Западной Украины. Был тяжело ранен при форсировании Вислы. Войну закончил младшим лейтенантом. Награждён орденом Отечественной войны I степени, многими медалями.

После войны окончил филологический факультет Днепропетровского государственного университета. 30 лет проработал в школе — учителем, завучем, директором. Одновременно занимался литературным творчеством. Владислав Шаповалов автор более тридцати книг прозы. Его перу принадлежат романы «Белые берега», «Грёзы», повести «Серые великаны», «Медвяный звон», «Старый букварь», «Зачарованный бор».

Повесть «Медвяный звон» отмечена премией журнала «Подъём» за 1982 год, получила диплом Госкомиздата РСФСР на Всероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей и юношества (1982), была представлена на Московской Международной книжной выставке-ярмарке (1985) и в Женеве во Дворце Наций ООН.

Повесть «Зачарованный бор» отмечена премией журнала «Пионер» и Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ. А повесть «Старый букварь» выдержала девять изданий в полмиллиона экземпляров, в том числе — на испанском, украинском, португальском, нидерландском языках.

Владислав Шаповалов — лауреат Всероссийской литературной премии «Прохоровское поле» (за книгу «По всей линии фронта»). Современная критика относит Владислава Шаповалова к «признанным мастерам русской прозы ХХ века».


Источник: Сетевое издание «БелПресса», 22 февраля 2017 г.


На страницу Владислава Шаповалова


Архив журнала «Звонница»


Марина Щенятская, Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2022



Следующие материалы:
Предыдущие материалы: