Главная // Книжная полка


ГАЛИНА СЛЁЗКИНА

РОКОВАЯ ЛЮБОВЬ ПОЭТА

О творчесстве Николая Гладких

Судьба поэта Николая Гладких производит впечатление столь же сильное, как и его творчество. По словам тех, кто близко его знал: грамотей, переводчик, долго жил в Германии.

Получил европейское образование, талантливо переводит; пишет свои собственные стихи, в которых показывает редкостное знание и толкование Библии, а еще — знание жизни, её беспощадных законов. Казалось бы, чем ещё может, наградит простого смертного природа, или Бог. Живи, пиши, удивляй! Однако, как любой истинный поэт, Николай Гладких награждён ещё и мятежной русской душой; душой в которой огнём горела роковая любовь к своей Родине.

Я видел другой человеческий край
И жизнь-маету свою вёл по-другому,
Душою вкусив одиночества рай
И ад, что зовётся тоскою по дому.

Так начинается одно из стихотворений, объясняющее причину возвращение поэта на родину, к своим корням, которые вопреки всему, крепко держали его. Ведь только здесь, дома, среди обычного российского неблагополучия мог он написать о том, что жгло его душу, не давало покоя:

Я каюсь, Господи, я каюсь!
Я в Русской бездне тот поэт,
Кто глядя в безвремённый хаос,
Как Ты, твердит — Да будет свет!

О, я уже не тот, сказавший —
«У ней особенная стать…»
И путь на крест ей указавший
За всю земную благодать.

Отец, обетовавший Смольный,
И сын, колхозный раб и вор,
И дух, в тоске своей подпольной
Воодрузивший мой крамольный
Российский пошлый триколор.

Среди Твоей высокой ночи
Меня казни или прости,
Не захотел ты, Авва Отче,
Сей чаши мимо пронести!


Я полностью привела это стихотворение, чтобы показать всю его поэтическую и философскую мощь. А ещё, чтобы задаться вопросом: мог ли автор, с такой болью пишущий о своей родине долго оставаться вне родины? Довольствоваться своей карьерой в той же Германии? Нет! Он возвращается, сюда! Его манит и притягивает его роковая любовь к родине; его неизбежная поэтическая голгофа. Ведь именно здесь, дома, Николай Гладких напишет свои лучшие стихи; стихи, наполненные болью, драматизмом, предчувствием своего конца.

В хаосе наполненном без края
Светом и безмолвием стихий,
Землю многошумную карая,
Мчатся к ней чуть слышные стихи.

И когда их, брошенные на земь,
Поднимает шёпотом поэт,
Предстаёт он с ними перед князем,
И обоим утешенья нет.


Он рано уйдёт, и даже сборник его лучших стихотворений — «Когда от слова веет холодом», выйдет уже после после его смерти. Читая эту книгу, можно сказать, что это наш белгородский Сергей Есенин, или Борис Пастернак, или Владимир Высоцкий. Поэзия Николая Гладких столь же зримо и впечатляюще отражает драматизм эпохи конца минувшего и начала нынешнего веков.


Публикуется по авторской рукописи


На страницу Николая Гладких

На страницу Галины Слезкиной

Галина Слёзкина, Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2023


Предыдущие материалы: