Главная // Студии // Младость // Никита Егоров. Ретроспективная рефлексия


НИКИТА ЕГОРОВ

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ или МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК

О ДОБРЕ И ЗЛЕ


Добро — это белая прохладная простыня, мягко укрывающая уставшее тело, добро — это советские мультики, добро — это бабушка.

Зло — это боль. Уколы — это чистое зло, как бы хорошо они ни лечили. Не может боль быть благом.

Зло, плохо и нельзя — принципиально разные понятия. Зло — абсолютно, плохо — относительно, а нельзя — это то, что решили запретить взрослые, исходя из своих моральных убеждений, которые я часто не разделял.

О ДРУЖБЕ

Чувство дружбы отличалось от «любви» только объектом. «Любовь» по отношению к девочке — то же, что и дружба по отношению к мальчику.

О ПРЕСТУПЛЕНИИ И НАКАЗАНИИ


Самый преступный поступок я совершил, когда выстрелил в лающую собачку на рынке. Пластмассовая пуля ранила маленькую толстопузую собаку (как мне потом сказали, беременную), и у нее пошла кровь. Пистолет у меня отобрали, и это был, пожалуй, единственный случай, когда я считал наказание оправданным и соразмерным вине. Я несколько раз плакал из-за этого несчастья и очень долго считал себя виноватым перед всеми собаками на Земле.

О СНЕ

Я долго не мог научиться выговаривать букву «р». Помню, как однажды дедушка, пытаясь меня научить, показывал рычание льва, а я весь вечер пробовал повторить, но у меня не выходило. Затем я лег спать, и мне, конечно, приснился, лев. Проснувшись, я зарычал: рррр…

Когда я был постарше, никак не мог выучить последовательность от одного до десяти. Мама сказала — пока не выучу, мультики смотреть не буду. В отчаянии я лег спать, а проснувшись, точно знал порядок цифр.

Надеюсь, однажды я проснусь с еще каким-нибудь полезным навыком. Например, неплохо было бы научиться играть на скрипке.

О БЕССОННИЦЕ


Свет мешал спать. Я нашел на кровати попрыгунчик и кинул его в выключатель. Свет выключился, но заснуть я все равно не смог, слишком радовался своему попаданию.

О СТРАХЕ

Страх — то, что нужно преодолеть. Для мальчика это недостойное чувство. Но спать лучше со светом или с родителями.

О МЕЧТЕ

Мечта — игра, воплощенная в реальность. Детская игра всегда мечтательна. Бегаешь с пистолетом по дому и воображаешь себя солдатом, совершающим героический поступок каждые двадцать секунд.

Покупаешь во дворе лопатку за десять листков подорожника — и чувствуешь себя обеспеченным человеком, рационально расходующим финансовые ресурсы.

Строишь незамысловатое здание из кубиков или лего — и мечтаешь жить в этой постройке, увеличенной до размеров настоящего дома. Конструируешь домик из деревянных брусьев... Одну деревяшечку кладешь в углубления (чашки) двух других деревяшечек, расположенных перпендикулярно этой, потом симметрично, с другой стороны дома еще один брусок... а потом перекрытия, затем крыша из маленьких фанерок. Сруб готов. И если заглянуть в маленькое окошко, — можно увидеть себя, живущего как ни в чем не бывало в только что построенном доме. Это и есть мечта.

О БУДУЩЕМ


Будущее казалось прямолинейным, даже прямо пропорциональным возрасту. Через год я буду взрослее, умнее, сильнее и самостоятельнее, через два года еще взрослее, еще умнее и так далее. Логическим завершением этого процесса является переход в новую касту — касту взрослых. Одна из привилегий взрослых — работа. Самая престижная профессия — военный: ему легче, чем любому другому, стать героем — следовательно, быть военным и служить Родине хотят все. А если хотят все, то как же мне выделиться? Пойду-ка я нестандартным путем и стану милиционером: у милиционеров тоже есть пистолеты (к сожалению, с автоматами у них сложно), форма, погоны, звания и, в принципе, отличаются они от военных только тем, что воюют против плохих людей из своей страны, а не из Франции или «Немеции».

О СМЕРТИ

Некоторые люди живут по сто лет. Остается только надеяться, что я и мои родные проживут сто лет или больше.

О МИРОУСТРОЙСТВЕ

В садик я не ходил, поэтому, в первый год моей учебы, я был чудовищно некоммуникабельным, странным и совершенно не вписывался в коллектив. В этот первый школьный год моя одноклассница, играя на перемене с колечком, уронила его с лестницы. Его не смогли найти внизу, и тогда я решил наладить контакт с окружающими, помочь девочке: предлагал кинуть с лестницы монетку, чтобы посмотреть, куда она полетит. А полететь она должна была, по моим представлениям, ровно туда же, куда и колечко, так как она примерно такого же веса и размера. Мир оказался не так прост, как я думал.

ОБ ОЦЕНКАХ

Разговор со знакомым мальчиком:
Он: Ты как учишься
Я: На тройки.
Он: А я думал, ты умный…

О ДРАКАХ ВО ДВОРЕ

Если ты побил кого-то во дворе — день удался, если тебя — позор черным занавесом закрыл всю последующую жизнь (разумеется, до следующей победы). При этом, боль не чувствуется ни во время драки, ни после нее: все физические ощущения — ничто, перед проблемами самореализации, славы и унижения.

Когда бьют сильно, особенно, ребята постарше, происходит некоторое переосмысление жизни. Конкретные люди воспринимаются неприязненно-критически, и это помогает составить представление об обществе в целом.

ПОЧЕМУ?

Почему я не замечаю, как расту?

Почему бы не отметить День рождения хотя бы раз пять за неделю и не стать сразу на пять лет старше?

Взрослые могут покупать себе в магазине любые игрушки, им ведь никто не запретит, они могут ложиться спать, когда захотят, а могут вообще день и ночь смотреть мультики. Так почему они все время ноют?

Почему люди плохие? Почему нельзя быть хорошими?

Почему арбуз — ягода, солнце — звезда, а я — ребенок?


Опубликовано в журнале «Дружба народов», № 12, 2016


Олег Роменко, Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2020


Следующие материалы:
Предыдущие материалы: