Главная



НАТАЛЬЯ ДРОЗДОВА

ОНА НАЗЫВАЛА СЕБЯ АТЕИСТКОЙ

К 100-летию Елизаветы Романовой


Это имя на страницах нашего журнала появлялось не однажды. И не только как автора проникновенной прозы о войне, яркой публицистики и сказок для детей. Вот, например, фрагмент из одной моей зарисовки «Я слаба, простите меня…» в № 2 за 2005 год.

«…Елизавета Сергеевна отличалась тем, что в решение своих проблем, бывало, вовлекала всех друзей и знакомых. Проблемы, правда, у неё были не нормальные, не старушечьи то есть. Не болячки, не аптеки, не магнитные дни, не льготные пайки волновали её. Однажды позвонила: срочно нужны костыли! Что случилось? Да костыли, собственно, нужны не ей, а Лёне. Какому ещё Лёне? А бомжу, который лежит во дворе дома, где она живёт, и в судьбе которого, как только он там поселился, она приняла горячее участие. Как, в общем-то, в судьбах всех калек, бездомных, нищих, пьяниц (и особенно она переживала за их детей и пыталась даже заниматься с ними школьными науками), “приписавшихся” к Преображенскому собору, который находился рядом с её домом…».

Совсем немного довелось общаться нам с Елизаветой Сергеевной, и я очень мало знала о её жизни. Рассказывать о себе она не любила. «Отойди от меня… ты меня раздражаешь»,  — могла сказать она в ответ на мои попытки проникнуть в тайны её привлекательнейших, но непостижимых странностей. Она явно противостояла миру сему, погрязшему во зле. Но откуда брала силы?

А однажды, подходя к дому Елизаветы Сергеевны, я вдруг увидела её во дворе Преображенского собора в компании священника — отца Олега. Они о чём-то оживлённо беседовали. Подойти к ним я не посмела. И спросить, что общего у неё может быть со священником, тоже духу не хватило. И осталось это загадкой. Однако же не навсегда. Прошли годы, и «тайны» стали открываться сами.

Мои пути-дороги привели меня в церковь, и жизнь незаданный когда-то вопрос забыть не позволяла, время от времени подбрасывая мне какой-то «материал по теме». Вот, например, старая газета («Наш Белгород») с публикацией, где Елизавета Романова пишет: «Мою жизнь атеистки обрамляет бездна небытия. Я пришла ниоткуда, я исчезну бесследно. У меня нет сладкой надежды встретиться с дорогими людьми, попросить прощения, ощутить душевное тепло любви. Рассудок, анализ, скепсис говорят: увы, что есть то есть, кроме того, что ты видишь, иного нет… Возможно, не всё можно понять человеческим умом. Как у червяка есть «предчувствие» зрения — полагают, что кожей он отличает свет от тьмы — какие-то неясные предчувствия есть и у меня… Думаю. Ищу. Так хочется найти. Иногда кажется, что я близка к утешительной истине…».

А совсем недавно ещё неожиданное — вообще потрясающее открытие. Мама Елизаветы Сергеевны была сестрой милосердия! Об этом — по подсказке журналиста А. Жихова — читаю в соцсетях на странице Сергея Романова (проживающего в Хабаровске племянника Е. С. Романовой).

«Моя бабушка… Анна Лукинична Романова, родилась в 1899 г., девичья фамилия Шувалова… училась в монастырской школе, потом была сестрой милосердия в Петрограде с 1915 г. …В столице она работала в Морском госпитале, потом была медсестрой в поезде у красных (кажется, 4 Армия), после Гражданской войны стала учительницей…».

И после этого мне ничего не оставалось, как пойти, наконец, со своим мучительным вопросом к отцу Олегу…


Вот что рассказал протоиерей ОЛЕГ КОБЕЦ, настоятель Преображенского собора


«Много лет прошло. И я могу с полным сознанием ответственности сказать, что мне посчастливилось быть знакомым с этим удивительным человеком.

Елизавета Сергеевна Романова жила в доме рядом с Преображенским собором, который в 1990 году был возвращён церкви, и я стал совершать там богослужения. Но поскольку тогда ещё не существовало ныне возведённого забора, то мы как бы оказались в одном дворе. «Я всю свою жизнь не шла к Богу, поэтому Бог пришёл ко мне, — поделилась как-то своей мыслью Елизавета Сергеевна. — Он пришёл прямо под мой порог и стал смотреть, как я себя веду».

…И вот однажды Елизавета Сергеевна подошла ко мне. У вас, мол, тут дети — а у нас уже тогда была большая, очень активная воскресная школа, — я могла бы им прочитать лекции об истории языка.

О, что это были за лекции! Для меня это было потрясение! Настолько талантливо, высокопрофессионально и доказательно и настолько доходчиво и интересно рассказывала она о весьма сложных вещах, о том, что все языки произошли от одного, таким образом, как лингвист подтверждая подлинность Библии. Потом по моей просьбе она такие же лекции прочитала в православной гимназии. И после этого мы с ней стали уже тесно общаться. Она стала нашей постоянной прихожанкой. Её очень интересовали вопросы веры, она искала то зерно, из которого вера произрастает. Её рассуждения были насыщенными и проникновенными. Вот, например, она говорила: «Насколько обеднели люди, когда они всего этого лишились, когда они не могут прийти в церковь, потому что потребность их в этом атрофирована. Или же они приходят и формально стоят, желают веры, но не ищут…» И с такой неподдельной болью в её устах это звучало.

…Жила Елизавета Сергеевна очень скромно. И держала в своей квартирке несколько кошек. И не для развлечения она их заводила, не каких-то породистых. А собирала их по улицам, брошенных, бездомных, больных, плюс ей ещё и подбрасывали их те, кто взял котёнка, поигрался и он стал ему не нужен. И она всех принимала, ухаживала, кормила. И уже только одна эта её черта говорит не о странностях характера, каких-то склонностях и привязанностях, а об особом устроении личности, о глубокой человечности.

Очень живой человек она была. Несмотря на возраст, несмотря ни на что. Она называла себя атеисткой, но принадлежала к светлой когорте людей со сложной судьбой и нравственно кристально чистых, которые в безбожные времена честно, до самопожертвования служили своему делу и людям. И когда они пришли в церковь, то, отбросив идеологическую мишуру, оказались более чем кто-либо подготовленными принять в свою душу Господа. Люди с христианским устроением. Не пришлось им по судьбе своей быть в церкви. Но в своих душах, в поведении, поступках они несли дух христианства».


Источник: Журнал «Добродетель» (Белгород), № 2 (47), 2022. Стр. 25-26



На страницу Елизаветы Романовой

На страницу Натальи Дроздовой



Марина Щенятская, Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2022


Следующие материалы:
Предыдущие материалы: