ВЕРСИФИКАЦИЯ НЕ НУЖДАЕТСЯ В ТАЛАНТЕ И ВДОХНОВЕНИИ
Уже в первой трети XX века, пережившего в самом своем начале прекрасный взлет поэзии, названный весьма удачно «серебряным веком», Илья Сельвинский откровенно-печально констатировал: «Среди миллионов, читающих газету, девять десятых не читают стихов». И тем не менее, памятуя о том, что за окном начало третьего тысячелетия, мы приглашаем вас, дорогие почитатели газеты, обратить свой взор на нашу, белгородскую, поэзию и ее создателей. Отправимся в библиотеку.
В каждой библиотеке нашего города и области вы без труда обнаружите полку, а то и целый шкаф книг, написанных белгородскими писателями. Весьма внушительное число этих изданий — поэтические сборники, вышедшие, как правило, в последние десять — пятнадцать лет, и эта картина не может не радовать, ибо свидетельствует о многих позитивных, несмотря на общую дисгармонию нашей жизни, изменениях в сознании как писателей, так и тех, для кого они, собственно, и создаются _ читателей. Совершенно естественно предположить: коль такое количество книг пишется и издается, следовательно, книги эти востребованы, их читают, над ними размышляют, их обсуждают Конечно, иронично настроенный читатель газеты не воспримет картину эту столь радужно, как нам хотелось бы ее — по наивности — представить, и, возможно, окажется прав.
Но поспешим вернуться к книжной заветной полке и выберем для знакомства более близкого один из предлагаемых нам поэтических томов. Я не оговорилась: в самом деле, белгородские поэты уже могут позволить себе печатать тома избранного своего творчества, столь велик объем всего ими созданного.
Взгляд невольно останавливается на солидном издании: «Владимир Молчанов. Стихотворения и поэмы. — М.: Академия поэзии, 2002. — 383 С». Как видим, внушительный вид книги нас не подвел, и имя нашего поэта, и его творчество перешагнуло границы Белгородчины, чтобы стать достоянием широкого российского читателя (замечу в скобках: тираж у книги 2000 экземпляров, что по нынешним временам для поэтического сборника очень много!). Итак, читаем...
А что вообще мы ищем в поэзии? Зачем в мире прагматическом и направленном на поиск сугубо материальных благ нам может понадобиться стихотворение, поэтическая строка или образ? Мы все — без всякого исключения — ищем в поэзии со-участия, со-чувствия, со-звучия (простите мне такую орфографию!) нашему внутреннему «я», нашему душевному состоянию, ибо мы, люди, очень нуждаемся при всей внешней самодостаточности в ощущении близости к «другому». Поэтому поэзия насчитывает две с половиной тысячи лет и не собирается становиться изгоем ни в мире, ни в России, ни в отдельно взятой Белгородской области.
Но все же пора брать в руки большую стихотворную книжку Владимира Молчанова. Две странички, написанные Федором Суховым, тоже поэтом, представляют Молчанова наследником Фета, который как будто бы поучал поэтов, советуя им «учиться у дуба, у березы». На самом деле Фет только читающим поверхностно — по оглавлениям — его стихи может быть воспринят так прямолинейно, в лоб. Он, несомненно, говорит здесь о самом себе, действительно берущем уроки своего поэтического мастерства и жизненной стойкости у самой природы, и первая строчка его стихотворения «Учись у них — у дуба, у березы» — это вовсе не наставление поэтам, а поэтическое откровение, своеобразный заговор, психологическая установка на необходимость преодолевать печали, невзгоды, беды. Однако Сухов уловил некую зависимость — на тематическом уровне — нашего белгородского поэта от великого предшественника. Следует оговориться: такая связь делает честь любому поэту, если это свидетельство общего уровня его образованности, а его «самость» пробивается сквозь темы, образы, приемы «образца». В данном случае речь идет о преобладании в поэзии В. Молчанова пейзажных стихотворений, порой довольно удачных, не лишенных зоркости и точности. Например, «...туманы спят, похожие на сизые папахи»; «...кисти алые рябин... пылают, словно фонари... как будто бы не выключены на день...» (Триптих «Осенью»). Весьма смелое сравнение с Фетом обязывает того, кого удостоили такого высокого подобия, ко многому: к мастерству, искренности, самостоятельности и независимости. Подчеркиваю: речь идет только о поэзии.
Читая первые стихи сборника, начинаешь сомневаться, что перед тобой — избранное поэта, настолько стенгазетно и школьно звучат «Березка, родная березка...», «Первый снег», «Березка», «Дуб». Может быть, включая эти первые поэтические опыты в итоговую книгу стихотворений, поэт стремился продемонстрировать читателю динамику своего роста, эволюцию своего профессионального мастерства? Возможно и другое объяснение — они дороги поэту как память о своих юношеских успехах в кругу сверстников. Ироническим читателем этот феномен будет, конечно, по-иному объяснен...
Повторюсь: основная тема лирики Молчанова — природа; причем пейзажи, им нарисованные, не абстрактные, чужие, нездешние, экзотические, а наши, родные, белгородские. Что в этом может не нравиться? Банальность, вторичность, ощущение, что уже читал такое, подобное... И порой оказывается, что читал-то ты не только раньше, у другого поэта, но и в этом поэтическом томе уже встречался с теми же образами и чувствами, присутствующими в стихотворениях Молчанова, но в каком-то приглушенно-приглаженном варианте, когда и не понимаешь, как их расценивать: как великую сдержанность или обыкновенную неспособность чувствовать. Утки — улетающие осенью и возвращающиеся весной; журавли; падающие или распускающиеся листья; рябина...
Эти образы легко укладываются в схему, способную помочь представить нас с детства окружающий пейзаж, и надо быть не просто мастером и профессионалом, чтобы заставить сердце читателя биться чаще, «эксплуатируя» их. Надо быть поэтом от Бога, соединяющим в своей работе вдохновение и тяжкий труд над каждым словом, каждой строкой. Надо чувствовать так сильно, как чувствовала Цветаева, успевшая придать рябине статус не только зрительного поэтического образа, но и наполнить его дополнительным смыслом, и расширить его семантические границы. Предлагаю вспомнить «Красною кистью рябина зажглась...»; «Рябину рубили зорькою, Рябина — судьбина горькая...»; стихотворение «Тоска по родине!», которое заканчивается пронзительно: «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все — равно, и все — едино. Но если по дороге — куст встает, особенно — рябина...». Это Цветаева. Однако чувствовать сильно — удел немногих пишущих стихи сегодня. Поэтому рябина у Молчанова возвращается в свои прежние смысловые границы и становится лишь приметой — одной из множества — географической принадлежности к Среднерусской равнине. Тем не менее поэтический сборник из более чем трехсот страниц перед нами — его же надо было наполнить? Разумеется, стихотворения сменяют друг друга, и, повторяясь в том, что неистребимо в каждом из нас — в знакомых пейзажах и среднестатистических чувствах, ими вызываемых, наш белгородский стихотворец выходит за эти рамки.
Мы найдем у него любовную лирику (весьма заурядную — в рамках осмеянной еще Маяковским коллизии: «разлюбила — уплыла»), зарисовки быта (привлекательные воспетыми Лермонтовым «топаньем и свистом пьяных мужичков»), несколько сетований на изменившиеся нравы деревни (в частности — мини-поэма «Баян»), традиционные (опять такие узнаваемые — уже читала!) ламентации по поводу утраты прошлого, потери самой России, ложно-пафосные и датируемые 1991 — 1993 годами. Парадоксальным образом тема ностальгии по прошлому, не отличающаяся новизной, переплетается с по-настоящему живой болью поэта об ушедшей «из жизни незаметно» маме. А быть может, в этом и нет ничего неожиданного: переживание сиротства в этом мире каждого из нас настигает в моменты, когда кажется, что уже нет ни в чем и ни в ком опоры и оправдания дальнейшему твоему существованию...
Однако зрелость и поэтическое мастерство все же дают о себе знать в только что упомянутых произведениях: бытовой зарисовке «Свадьба», в небольшой поэме «Баян», которой сопутствует авторское уточнение жанра — «Лирический дневник», в венке сонетов «В моей душе останется навек...», посвященном матери, ее уходу, памяти о ней.
«Свадьба» удалась своей неровной, дисгармоничной ритмикой, отражающей изнутри полупьяное разгулье и веселье свадебного деревенского пира. Здесь поэт не сдерживает себя, он лих и широк, как и его герои, поэтому порой в этот праздник вклинивается та разудалость, что находится на границе дозволенного. Но грань все же соблюдена, ситуация остается под контролем — баяниста? — и разрешается свадебным «Горько!».
«Лирический дневник» тем и хорош, что он, казалось бы, помогает приблизиться к внутреннему миру В. Молчанова. Здесь нас настигнет разочарование, потому что детально выписанные бытовые реалии в соединении с психологической точностью в описании внутреннего мира мальчика и подростка завершаются не блещущими новизной сентенциями-поучениями и невнятно выраженными надеждами на перемены в нравах селян. Почему же невнятно? — возражаю я себе. Ведь совершенно очевидно, что поэт уверен: бесчувствие и скверна в человеке появились тогда, когда исчез из повседневного быта баян, замененный техникой — магнитофоном. Мысль, возможно, и правильная, тем более, понятно, что баян — не предмет обихода, это знак душевности, той самой песни в душе человека, без чего он и не человек вовсе. Но 10 главка лирического дневника тенденциозна, лишена заявленной в подзаголовке искренности, по мысли опять-таки чрезвычайно тривиальна: «Из века в век, людей волнуя, Над миром песни будут плыть, И к ним любовь мою земную, Как и самих их, не убить!» Вы, я думаю, заметили поэтическую беспомощность этих строк. Более того: интонация финала с морально-нравственным поучением узнаваема — этим «грешил» в свое время Евгений Евтушенко, но, честное слово, его "моральные выводы» несли отпечаток некоего откровения. Хотя и он не раз получал за свою страсть к таким итогам нарекания критиков. Молчанов же упорно идет вслед за своим талантливым современником, используя не только внедренную им «стихотворную схему», но и отдельные словечки, например: «снеги». Помните пародию А. Иванова: «Идут русские снеги, а по-русски снега»? Что же поделать: чужие огрехи не учат, а охота, известно, пуще неволи.
«Охота» к перепевам и перелицовке известного, того, что на слуху, вероятно, не один раз ставилась В. Молчанову в упрек, поскольку еще один постоянный мотив сборника — ответы поэта своим критикам. Его отповедь на замечания — по силе своей — может быть приравнена к классике жанра: он знает, что признание, слава, заветное членство в Союзе писателей ему уготованы судьбой, поскольку он состоит «в союзе с Музами». Заметьте, не с Музой, а Музами (Кажется, имеются в виду все девять древнегреческих Муз). Возразить на это нечего. Растерявшись от такого лихого признания, умолкаешь.
А между тем в запасе у внимательного читателя есть еще темы для разговора по поводу «Стихотворений и поэм» В. Молчанова. Не в силах возражать на заявление автора о степени его защиты и покровительства, я готова признать наличие у него мастерства, не преминув напомнить, что важная эта составляющая не исчерпывает все же наших представлений об истинной поэзии. Мастерство Молчанова проявляется прежде всего в такой канонической форме, как сонет. Венок сонетов «В судьбе моей останется навек...» с точки зрения поэтической техники написан безупречно, с соблюдением всех требований жанра. В границы сложной формы введены серьезные темы: память о маме и память как свойство, присущее лишь человеку, смысл пребывания на земле, быстротечность и кратковременность жизни, смерть как неизбежность. Смущает лишь оксюморонность (сочетание несочетаемого) поднятых поэтом безбрежных тем и строгость формы, в которую они помещены. Это не придирка, это попытка разобраться с ощущениями одновременно избытка и неполноты, сопутствующими чтению. И еще периферийным сознанием того, что «попробовать» такой жанр в деле для поэта есть своеобразная игра, которая никак не соотносится с затронутыми здесь темами.
Есть и еще одна «проба» строгого канонического жанра, так и не прижившегося в отечественной поэзии. Речь идет о «Рондо», которое отсылает не к зарубежным (в частности, французским) источникам, а к русскому восемнадцатому веку — к И. Дмитриеву, С. Нечаеву, Н. Николеву. Уверена: никто сегодня этих имен не помнит, а об их поэзии и не слышал никогда. Но есть особая привлекательность в возрождении давно забытого, и не поставим мы этого В. Молчанову в вину, а напротив, поприветствуем его попытки освоения редких поэтических форм и целых пластов русского стиха, который в муках рождал Русскую Поэзию. Однако нельзя не заметить, что любой канон не допускает вольностей. «Рондо» же Молчанова его нарушает, что и лишает это стихотворение предполагаемого обаяния: в 13 строчках, имеющих две однообразные смежные рифмы, должен быть непременный рефрен, обогащающий технику стихотворения и его смысл отсутствием рифмовки с преобладающими рифмами. В нашем белгородском «Рондо» и рефрен есть, и рифма не изменена. Наш поэт «забывает» данное правило, и стихотворение, кстати, очень серьезное, в отличие от требуемой жанром веселости и игривости, звучит довольно-таки уныло.
Немного истории. В русском словаре начала XIX века было редкое для современного обихода слово — «версификация», в дословном переводе с латинского означающее «делаю стихи». Такая постановка вопроса не оскорбляла никого из рифмоплетов благословенного позапрошлого столетия, потому что вызывалась «страсть к стихосложению» объективной причиной — основательным классическим образованием, даваемым в гимназиях прежде всего, — и, следовательно, была доступна практически всем, свидетельствуя только об уровне образованности, но никак не о таланте. И, демонстрируя время от времени свое ремесленное умение писать стихи независимо от наличия вдохновения и таланта, версификатор сознательно ограничивал круг своих читателей, записывая их в альбом своей приятельницы. Смысл этого отступления, по-моему, раскрывать не надо. Вспомните о 2000 экземплярах...
Признаюсь, понравилось в этом томе стихотворение «Картина». Оно представляется написанным поэтом, а не версификатором, и мне даже не хочется говорить, что в 1960—1970-х годах подобный сюжет был своего рода общим местом, и поэты «любили живопись».
Выводы? Поэт Владимир Молчанов, по всей видимости, излишне рано выпустил такой объемный том своих творений, избранное из него могло бы составить поэтический сборник. Многословность же данного издания страдает отсутствием главного в любом творчестве, тем более длящемся с 1964 по 2000 год, — некоей концепции, идеи, объединяющей стихи и поэмы разных лет и разных тем. Не видно, к сожалению, крупной и самобытной личности поэта, ради труда поэтического оставившего свое село, снявшегося с земли, осваивающего чужеродные ему «города». Его тянет в родную деревню, но стоящего разговора с мужиками не получается, и лирический герой Молчанова пасует перед их серьезными вопросами, но вновь и вновь возвращается к ним. Эта потребность в общении со своими земляками, может быть, и есть самое искреннее во всем большом томе стихотворений. И, быть может, нечеткость, размытость впечатлений и есть реальность, прочитываемая между строк? И свидетельствует она о маргинальности (пограничности) сознания поэта, глубоко чувствующего свой собственный разлад с самим собой, но продолжающего этот разлад углублять.