Сейчас на сайте
Сейчас 99 гостей онлайн
Рекламный блок
УНИВЕРСАЛ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
01.10.2012 15:44 | Автор: Александр ЖИХОВ
В сентябре этого года белгородскому художнику Евгению Поленову исполнилось бы 75 лет. Шесть лет назад художник ушёл из жизни, но память о нём живёт, а его произведения вызывают неизменный интерес. Только в этом году картины Евгения Поленова выставлялись в трёх межмузейных проектах.
Поленов принадлежит к той самой блестящей плеяде живописцев, которая создавала региональное отделение Союза художников России, художественную, творческую среду Белгородчины, и был одним из самых ярких её представителей.
В творчестве Поленов был весьма многопланов, но более всего привержен к портретам. В пейзажах его интересовала конструктивная основа, а в портрете он стремился выразить психологию и характер модели. Поленовский портрет можно с полным основанием назвать зеркалом души. Моделями часто выступали родные и близкие люди, друзья художника. Лицо человека – весьма интересный объект для живописца, говорил Поленов.
В портретных работах Евгения Поленова голова всегда несколько больше естественного анатомического размера, что позволяло добиться необычного эффекта реальности и одновременно отстранённости, выказывая не только внешнее сходство, но и внутренний мир. Наиболее близким по духу, да и технически Евгению Поленову был Петров-Водкин. Художник преклонялся перед искусством эпохи Возрождения и прекрасным его знатоком.
Великолепный портретист, Поленов был также хорошо известен своими работами в области монументального искусства, некоторые можно видеть и сегодня.
К примеру, декоративную композицию в Белгородском музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление». Поэт Сергей Ташков написал о том периоде шуточные стихи: «Диорама, диорама, там идёт неравный бой, там Поленов, словно маршал, водит войско за собой». А вот многие мозаичные панно на фасадах общественных зданий областного центра больше не увидит никто.
Как на фасаде бывшего Дома политпросвещения, ныне здании областного суда. Очень многие работы монументалиста Поленова были просто уничтожены в процессе перестройки зданий и ремонтно-отделочных работ внутри помещений. Но самую известную работу Евгения Поленова – мозаику на здании детско-юношеской спортивной школы жители областного центра могут видеть и сегодня. Частично.
Потому что мозаика эта наполовину прикрыта декоративным щитом. Союз художников бомбардирует чиновников письмами с просьбой либо убрать этот щит, либо закрыть мозаику целиком, но воз и ныне там. Облик Белого города меняется с каждым днём, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону, утрачивая свою неповторимость и памятные многим с детства черты.
Значение творчества Евгения Поленова неоспоримо, но стоит вспомнить и его человеческие качества.
Рассказывают об отзывчивости, готовности прийти на выручку в, казалось бы, безвыходных ситуациях, когда все остальные не могли или не хотели заниматься житейскими проблемами коллег, будь то помощь в разборках с милицией или спасение собаки. Ещё Евгений Поленов имел золотые руки, он мог делать всё – от починки обуви или пошива брюк до ремонта автомобиля и постройки мебели.
В семидесятые годы белгородские художники стриглись в поленовской мастерской, и не потому, что экономили на парикмахерской – поход на стрижку был праздником. Порядочность Поленова, доброта и его твёрдый внутренний стержень снискали уважение товарищей по цеху художников. Первая мастерская Поленова в помещении бывшей бойлерной во дворе тогдашнего городского бюро ЗАГС, потом магазина «Искра» была центром творческой жизни.
О его чае крепости неимоверной до сих пор ходят легенды, как и о праздничных новогодних собраниях с пятиметровой ёлкой, проходивших в мастерской. Учил молодых художников деликатно, ненавязчиво, доброжелательно, в качестве образца предлагал вовсе не творения соцреализма, а шедевры эпохи Возрождения.
В содружестве с Поленовым четыре десятка лет работал замечательный белгородский художник Виктор Блинов, к сожалению, также рано ушедший из жизни. О любви художников к братьям нашим меньшим вспоминает живописец Виктор Иванчихин – в компании Поленова и Блинова всегда был третий – чёрный кот Витёк, благополучно здравствующий и поныне.
Словом, художник Евгений Поленов был личностью многогранной и гармоничной, универсальной, как люди эпохи Возрождения, которыми он искренне восхищался. Может быть, он просто родился не в то время? Глядишь, фрески и мозаики Поленова стали бы мировой художественной ценностью, а не уничтожались бы при каждой перестройке. Впрочем, время покажет. На памятном вечере председатель регионального отделения Союза художников посетовал, что ушли замечательные белгородские художники и заменить их некем. Посетовал и на то, что не присвоили в своё время Евгению Поленову звания хотя бы заслуженного художника, но в памяти людской он остался художником истинно народным.
Поленов принадлежит к той самой блестящей плеяде живописцев, которая создавала региональное отделение Союза художников России, художественную, творческую среду Белгородчины, и был одним из самых ярких её представителей.
В творчестве Поленов был весьма многопланов, но более всего привержен к портретам. В пейзажах его интересовала конструктивная основа, а в портрете он стремился выразить психологию и характер модели. Поленовский портрет можно с полным основанием назвать зеркалом души. Моделями часто выступали родные и близкие люди, друзья художника. Лицо человека – весьма интересный объект для живописца, говорил Поленов.
В портретных работах Евгения Поленова голова всегда несколько больше естественного анатомического размера, что позволяло добиться необычного эффекта реальности и одновременно отстранённости, выказывая не только внешнее сходство, но и внутренний мир. Наиболее близким по духу, да и технически Евгению Поленову был Петров-Водкин. Художник преклонялся перед искусством эпохи Возрождения и прекрасным его знатоком.
Великолепный портретист, Поленов был также хорошо известен своими работами в области монументального искусства, некоторые можно видеть и сегодня.
К примеру, декоративную композицию в Белгородском музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление». Поэт Сергей Ташков написал о том периоде шуточные стихи: «Диорама, диорама, там идёт неравный бой, там Поленов, словно маршал, водит войско за собой». А вот многие мозаичные панно на фасадах общественных зданий областного центра больше не увидит никто.
Как на фасаде бывшего Дома политпросвещения, ныне здании областного суда. Очень многие работы монументалиста Поленова были просто уничтожены в процессе перестройки зданий и ремонтно-отделочных работ внутри помещений. Но самую известную работу Евгения Поленова – мозаику на здании детско-юношеской спортивной школы жители областного центра могут видеть и сегодня. Частично.
Потому что мозаика эта наполовину прикрыта декоративным щитом. Союз художников бомбардирует чиновников письмами с просьбой либо убрать этот щит, либо закрыть мозаику целиком, но воз и ныне там. Облик Белого города меняется с каждым днём, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону, утрачивая свою неповторимость и памятные многим с детства черты.
Значение творчества Евгения Поленова неоспоримо, но стоит вспомнить и его человеческие качества.
Рассказывают об отзывчивости, готовности прийти на выручку в, казалось бы, безвыходных ситуациях, когда все остальные не могли или не хотели заниматься житейскими проблемами коллег, будь то помощь в разборках с милицией или спасение собаки. Ещё Евгений Поленов имел золотые руки, он мог делать всё – от починки обуви или пошива брюк до ремонта автомобиля и постройки мебели.
В семидесятые годы белгородские художники стриглись в поленовской мастерской, и не потому, что экономили на парикмахерской – поход на стрижку был праздником. Порядочность Поленова, доброта и его твёрдый внутренний стержень снискали уважение товарищей по цеху художников. Первая мастерская Поленова в помещении бывшей бойлерной во дворе тогдашнего городского бюро ЗАГС, потом магазина «Искра» была центром творческой жизни.
О его чае крепости неимоверной до сих пор ходят легенды, как и о праздничных новогодних собраниях с пятиметровой ёлкой, проходивших в мастерской. Учил молодых художников деликатно, ненавязчиво, доброжелательно, в качестве образца предлагал вовсе не творения соцреализма, а шедевры эпохи Возрождения.
В содружестве с Поленовым четыре десятка лет работал замечательный белгородский художник Виктор Блинов, к сожалению, также рано ушедший из жизни. О любви художников к братьям нашим меньшим вспоминает живописец Виктор Иванчихин – в компании Поленова и Блинова всегда был третий – чёрный кот Витёк, благополучно здравствующий и поныне.
Словом, художник Евгений Поленов был личностью многогранной и гармоничной, универсальной, как люди эпохи Возрождения, которыми он искренне восхищался. Может быть, он просто родился не в то время? Глядишь, фрески и мозаики Поленова стали бы мировой художественной ценностью, а не уничтожались бы при каждой перестройке. Впрочем, время покажет. На памятном вечере председатель регионального отделения Союза художников посетовал, что ушли замечательные белгородские художники и заменить их некем. Посетовал и на то, что не присвоили в своё время Евгению Поленову звания хотя бы заслуженного художника, но в памяти людской он остался художником истинно народным.
Александр Жихов
Добавить материал
Похожие материалы:
- ВОЗВРАЩЕНИЕ САВОТЧЕНКО
- ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА КОЗЬМИНА
- ЧИСТО КОНКРЕТНОЕ ИСКУССТВО
- ФОТОПОВЕСТЬ О ДВУХ ГОРОДАХ
- СМЫСЛ БЫТИЯ ПО НИКОЛАЮ ЧЕРКЕСОВУ
- БЕЛГОРОДСКАЯ ПАЛИТРА ОБРЕЛА ХОЗЯЙКУ
- ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВНОЙ ФОТОГРАФИИ
- ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ ВСЕГДА В СТРОЮ
- ПРЕОДОЛЕНИЕ СМУТЫ
- "ПРЕОБРАЖЕНИЕ" АЛЕКСАНДРА РАБОТНОВА
Следующие материалы:
- АРХИВНЫ ЮНОШИ
- «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» НАВСЕГДА!
- ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
- ПРИЗМА ЛЮБВИ ТАТЬЯНЫ РЫЖОВОЙ
- III ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
- ЛАБИРИНТЫ СНОВ СТАНИСЛАВА ДЫМОВА
- МИШУРА ДЛЯ ОБНАЖЕННЫХ СЛОВ
- НАГОРЬЕВСКАЯ РАДУГА
- У ЛЕТА ДЕВЯТЬ ЖИЗНЕЙ
- БАБЬЕ ЛЕТО 2012. РЕЗУЛЬТАТЫ
Предыдущие материалы:
- ГЕНИАЛЬНЫЙ ПЛАГИАТ
- ПРАВОСЛАВНАЯ ВЫСТАВКА В БЕЛГОРОДЕ
- НЕЖЕГОЛЬСКАЯ ТРОПА 2012
- ОСЕННИЙ ДЖАЗ ЛЮДМИЛЫ РУБАШЕВСКОЙ
- ТАЙНА МАДАМ ПОМПАДУР
- МАСТЕРА БЕЛОГОРЬЯ НА ВЕРНИСАЖЕ ДОБРА
- БАБОЧКИ ПРИЛЕТАЮТ В ДЕТСКИЙ САД
- ОСТАНОВЛЕННОЕ ВРЕМЯ ИГОРЯ ПЛИШ
- ПАМЯТНИК ГЕРОЮ НА ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ
- БОЛЬШАЯ КНИГА В БЕЛГОРОДЕ
Последние комментарии
- Тамара ДРОНОВА. ИЗ ЮНОСТИ ДАЛЁКОЙ
Очень романтично, спасибо за эмоции Подробнее
28.12.14 14:47
Девочка Бон - ПОДСНЕЖНИК. Владимир МИХАЛЁВ.
Как будто в прошлое вернулся, любовь свою вспомнил... Спасибо за это авторы и сайту Подробнее
16.11.14 18:39
Проникшийся - Плакали девушки на поле... Владимир МИХАЛЁВ.
Всего несколько слов - а какая мощь! Подробнее
05.05.14 23:57
Нектос - Огорошен не горошиной... Владимир МИХАЛЁВ.
Ах.... Подробнее
07.12.13 11:11
Ирина П. - НЕПОГОДЬ. Владимир МИХАЛЁВ.
Очень понравилось. Так образно Подробнее
07.12.13 11:06
Ирина П. - НЕПОГОДЬ. Владимир МИХАЛЁВ.
Погодь непогодь, дай немного тепла денёчек хоть Подробнее
30.10.13 16:55
Проходящий - НЕБО И ЗЕМЛЯ. Владимир МИХАЛЁВ.
Вроде так просто, но становится так тепло Подробнее
30.10.13 16:53
Проходящий - ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Очень интересный рассказ! Думала, что быстренько прочту начало и вернусь к работе, но сама не заметила, как втянулась и дочитала до конца! Хотелось бы, чтобы таких концовок в реальной жизни было побольше! =) Подробнее
28.10.13 10:42
Олька - ПЕЛАГЕЯ
Кайфово теть Люсь,читал не отрываясь:) Подробнее
17.09.13 00:17
Миша - ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Григорий, прочитала на одном дыхании. Написано столь реалистично что кажется не читаешь, а видишь происходящее наяву. Я очень люблю фильм "Не могу сказать прощай" (это где девушка Лида помогает встать на ноги Сергею брошенному женой после травмы позв... Подробнее
18.08.13 10:38
Ольга-14