СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ.
Как гусь, подбитый на лету,
Влачится стих его без крылий;
По напряжённому лицу
Текут следы его усилий.
Вот после муки голова
Стихами тяжко разродилась.
В них рифма рифме удивилась,
И шумно стреснулись слова.
(Степан Шевырев, 1829 год)
Написать хорошее произведение на военно-патриотическую тематику – задача непростая. Для автора есть немалый соблазн понадеяться, что тема «сама вывезет» и позволить себе небрежный подход к делу. Культура «социалистического реализма», к семидесятым годам изрядно подпортила себе репутацию как от такого подхода, так и от «забронзовения» маститых творцов, к которым «можно было отнестись апологетически, но неудобно отнестись критически», по выражению М.Е.Салтыкова-Щедрина. А уж сомнения в гениальности творений особо высокопоставленных авторов были прямой крамолой. В итоге ко временам перестроечным и постперестроечным ррразоблачительные произведения, живописующие «окопную правду», «ужасы войны» нашли себе благодарную почву. Под это дело в сознание читателей и зрителей пролезли и откровенно клеветнические и русофобские опусы, укоренив немалое число «черных мифов» о нашей истории.
На этом нерадостном фоне приходится как-то возрождать жанр военно-исторической драмы, и авторы таких произведений не должны повторить старых ошибок, чтобы окончательно не загубить хорошие начинания.
Вот с такими мыслями я и знакомился с «либретто героико-исторической оперы «Белгородский полк» авторства уважаемых В.В.Овчинникова и Н.Н.Грищенко.
Сама идея, безусловно, заслуживает одобрения с учетом высказанных опасений. Увы, текст меня довольно сильно разочаровал. Либретто навеяло воспоминания о типовых произведениях «о войне» советских времен, которые строились по незамысловатой схеме: любовная линия, главный положительный герой и непременный мудрый секретарь обкома или замполит с усталыми, но добрыми глазами, напутствующий главгероя идейно выверенной речью. Ту же конструкцию наблюдаем и сейчас, только замполита заменяют на митрополита, а ссылки на «единственно верное учение» – цитатами из Библии. К сожалению, не слышал, как этот текст звучит с музыкой, но многие строки откровенно тяжело читаются. Меняющийся даже в пределах одной строфы размер, перемены размера, не обусловленные драматургией действия, неожиданные рифмы (точнее, их отсутствие) сильно портят впечатление.
Из «Ариозо Марии»:
Скажи, Владыка, иль не было чудным
Виденье мне и льем мы слезы зря,
Напрасно молимся и в кельях и прилюдно,
Чтоб мир Господь нам даровал в полях.
Хромающий размер и рифма «зря – в полях», несомненно, новое слово в стихосложении.
Молебны в каждом доме отслужили,
К воротам южным ходим каждодневно,
На Матерь Божью с верой положились,
Но Божьего не миновать нам гнева.
Солдаты Белгородского полка:
Ой, ты Русская родная земля,
Сколько горя ты вынесла,
Ой, вы милые сердцу края,
Ой, ты русская наша сила!
(В памяти ехидно всплыл популярный мотивчик 80-х «Богатырская наша сила…»)
Мы злых врагов били ладно,
Чтоб набеги делать было им неповадно,
Били мы их, друзей верных потеряв,
били их нещадно,
Чтоб дома наши не горели в огне,
Чтоб люди русские не оказались в полоне.
Простите, возникает ощущение, что такой текст впору прочесть только какому-нибудь рэпперу.
На груди лежит девичья коса,
В золотую прядь утонули глаза.
Это как? Еще раз простите, но над подобными конструкциями М.Задорнов регулярно потешается.
Есть и менее заметные огрехи уже исторического свойства.
«Довольно тужить-горевать из-за рекрутского тягла».
Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в., то есть, примерный аналог нынешней налоговой системы. Рекрутская повинность - все-таки, немножко другое понятие, смотрим хотя бы Ключевского. Странно, что историк В.Овчинников это пропустил.
Ты ведь русский,
Во всем желаешь ширь иметь,
на то и Шереметев!
Напоминает «научные изыскания» того же М.Задорнова с поиском «русских корней» во всех словах. «Шеремет», от которого и пошла фамилия – тюркского происхождения: или тюркско-булгарское (чувашское) Шеремет 'бедняга', или тюркско-персидское Шир-мухаммад 'Благочестивый, храбрый Мухаммад'.
Порой стихи порождают неожиданные ассоциации:
Так по землице стосковались руки,
Довольно им гранёный штык сжимать.
Очевидная реминисценция на известную песню братьев Покрасс «Белая армия, черный барон» («Так пусть же Красная Сжимает властно Свой штык мозолистой рукой»). Насколько оправдана такая отсылка, трудно судить, с одной стороны, можно рассматривать как преемственность времен, с другой – в последние годы произошла переоценка реалий гражданской войны, и в почете уже Белое движение. Да и чисто формально – сжимать штык не самое приятное занятие, можно и без пальцев остаться. И уж если совсем занудствовать, то штык (к тому же под названием «багинет») в русской армии был окончательно принят на вооружение в 1709 году и старому солдату никак не мог успеть надоесть.
Митрополит Иустин:
А то, что скажут сыновья и внуки,
О том как в дом врага пустили добровольно,
И путь отцов забвению предав,
За образцы признали европейцев!
Который раз войдя в наш дом как гости
Они разор несут и поруганье веры!
Кому как, а мне почему-то вспоминаются гневные филиппики из «Горя от ума» и пафос сцены сильно понижается. Кроме того, понятно, что в определенных кругах, считающих себя патриотическими, принято все беды России сваливать на злых европейцев, сбивающих с пути истинного «овец стада российского», но история – штука посложнее черно-белой схемы.
Финальная сцена первого действия (с дарением иконы) опять-таки вызвала ассоциации с фильмом «АдмиралЪ», хотя, как я понимаю, наше произведение было написано раньше.
Резюмируя, можно сказать, что произведению не удалось в полной мере соответствовать высокой задаче создания патриотического произведения. Повторюсь, что «выезжать» за счет тематики – занятие неблагодарное и если советское искусство исчерпало подобный ресурс за полвека существования, то современное российское рискует сделать это гораздо быстрее, учитывая провалы больших проектов.
Добавить материал
- ЯДОВИТЫЙ «КИСЛОРОД»
- КАЗЕННЫЙ НАДРЫВ ПОД НОМЕРОМ 13
- «РОДИНА» ПРИГРЕЛА МОЛОДЫХ И ЗАДОРНЫХ
- КУКЛЫ…НО НЕ «АХ»
- МУЗЫКА ВНЕ ВРЕМЕНИ
- БЫЛИННЫЙ БОГАТЫРЬ
- КОНКУРС «БЕЛГОРОДСКИЕ ДЕБЮТАНТЫ-2010»
- СТУДИЯ «СОВРЕМЕННИК». СЕКЦИЯ «ПУБЛИЦИСТИКА»
- ТАЙНЫ ФЕСТИВАЛЯ – ЦАРСКАЯ ДОЧЬ И МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ
- БАБЬЕ ЛЕТО 2010. РЕЗУЛЬТАТЫ
- ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ С КАЗЕННОЙ ПЕЧАТЬЮ
- "ЖИВАЯ ВОЛНА-2010": ИГРАЛИ "ЖИВЬЕМ" ПОКА ВОЛНОЙ НЕ СМЫЛО
- ОДНАЖДЫ, РАННИМ ОСЕННИМ УТРОМ...
- КОНКУРС "ДЕТСКОЕ ВРЕМЯ"
- СТУДИЯ «СОВРЕМЕННИК» НАЧИНАЕТ РАБОТУ
- "БЕЛЫЕ КРУЧИ " В ЗОЛОТОМ
- "СЕРЕБРЯНАЯ CТРУНА" - 2010
- ОСКОЛЬСКАЯ ЛИРА 2010. ИТОГИ
- ЖАРУ НАКРЫЛО «БЕЛОЙ ВОЛНОЙ»
- ТАЛАНТ – ОТ БОГА, ИНИЦИАТИВА – ОТ ЧЕЛОВЕКА
Последние комментарии
- Тамара ДРОНОВА. ИЗ ЮНОСТИ ДАЛЁКОЙ
Очень романтично, спасибо за эмоции Подробнее
28.12.14 14:47
Девочка Бон - ПОДСНЕЖНИК. Владимир МИХАЛЁВ.
Как будто в прошлое вернулся, любовь свою вспомнил... Спасибо за это авторы и сайту Подробнее
16.11.14 18:39
Проникшийся - Плакали девушки на поле... Владимир МИХАЛЁВ.
Всего несколько слов - а какая мощь! Подробнее
05.05.14 23:57
Нектос - Огорошен не горошиной... Владимир МИХАЛЁВ.
Ах.... Подробнее
07.12.13 11:11
Ирина П. - НЕПОГОДЬ. Владимир МИХАЛЁВ.
Очень понравилось. Так образно Подробнее
07.12.13 11:06
Ирина П. - НЕПОГОДЬ. Владимир МИХАЛЁВ.
Погодь непогодь, дай немного тепла денёчек хоть Подробнее
30.10.13 16:55
Проходящий - НЕБО И ЗЕМЛЯ. Владимир МИХАЛЁВ.
Вроде так просто, но становится так тепло Подробнее
30.10.13 16:53
Проходящий - ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Очень интересный рассказ! Думала, что быстренько прочту начало и вернусь к работе, но сама не заметила, как втянулась и дочитала до конца! Хотелось бы, чтобы таких концовок в реальной жизни было побольше! =) Подробнее
28.10.13 10:42
Олька - ПЕЛАГЕЯ
Кайфово теть Люсь,читал не отрываясь:) Подробнее
17.09.13 00:17
Миша - ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Григорий, прочитала на одном дыхании. Написано столь реалистично что кажется не читаешь, а видишь происходящее наяву. Я очень люблю фильм "Не могу сказать прощай" (это где девушка Лида помогает встать на ноги Сергею брошенному женой после травмы позв... Подробнее
18.08.13 10:38
Ольга-14