МАКСИМ КУКОБА
ПОД МАСКОЙ ОГРОМНОГО НЕБА
МАРТОВСКИЙ ГРОТ
Не проснувшийся март. За окном — голоса оппозиций,
непрестанно летящие в сердце бессменных властей.
У подъезда ребёнок войны — очень хочет напиться
и у жадных прохожих всё просит «хоть десять рублей».
Мать кричит на отца, матерясь, бьёт посуду при сыне,
что от страха зажался в углу с медвежонком в руках.
Жизнь играет в войну, только мы ведь о том не просили,
но зачем-то жуём чернозём и бредём в кирзачах
по оврагам, долинам, лесам, по полям и болотам,
по-пластунски ползём, утопая в холодной грязи.
Генералом небесным разбиты на вечные роты;
заливаем мы в сердце, как в бак заржавелый, бензин.
— Ничего, дорогой! Ничего! Время лечит, прорвёмся!
— Дай же Бог!.. А пока закурить не найдётся, родной?
— Закурить, закурить... Ты взгляни, как рассветное солнце
заливается сонно небесной живой пеленой! ...
Это было когда-то. По утру. У берега речки.
Три солдата. Война. И как будто бы всё чередом...
Только часом позднее винтовки не дали осечки
у фашистов в руках, и солдаты замолкли на том...
А потом сквозь года проходили другие исходы,
и горою тела возлагались в кровавый тотем,
и гремела война, и теперь, через столькие годы,
я проснулся живым. Только, Бог его знает, зачем...
* * *
Как мальчик, уставший за партою школьной,
По улице тёмной, немея, бреду, ведь
Мне хочется сна, чтобы — думать не больно...
Но снова не сплю, так что — больно не думать.
По крыше легко пробегает мерило,
Зевая беспечно под кровельным пледом.
А я, на тетрадь разливая чернила,
Боюсь ускользнуть за потерянным следом.
Так страшно. Под маской огромного неба
Как будто бы явно скрывается что-то.
И кажется даже, что Бог там и не был,
Рассеяно облако нитью заштопав.
А завтра (конечно) — обычное утро,
Рюкзак, прижимающий лёгкие крылья.
И больно не думать, а думать как будто
Уже и не надо. Хоть хочется сильно...
* * *
Вытяни руку! Ты видишь, в живой ладони
тонкие линии тянутся пальцев вдоль,
как провода... Ты трясёшься в своём вагоне —
актёр, потерявший роль.
Судьба-сценаристка возводит других в героев;
и памятники — в их честь — имена гремят;
потом конвоиром выстреливает обойму
смертей — в заключённых ряд.
Нищие, падшие, в рясе и в ризе, будем мы
строго разложены — тут справедлив итог:
руки тяни сорняком за лучом полуденным,
покуда не примет Бог.
ПО ЛИНИЯМ
...Любовный крест тяжел — и мы его не тронем.
Вчерашний день прошел — и мы его схороним.
М. Цветаева
Вдоль аллеи с седыми листьями
На дубах
Я искал Ваше слово — быстрое —
На губах.
Звонкий голос, ласкавший бережно
Грубый слух.
Холод тонких и нежных (веришь?), но
Тёплых рук.
Долго думал, купить ли розы Вам
(Иль тебе).
Вам, кружащейся в платье розовом
Средь небес.
Проходил мимо дома серого
Столько лет...
Вы не спите. Молчал и веровал...
Верю впредь.
Возвращался. С лампадкой тусклою
Говорил.
Вы — светлее, нежнее, чувственней
Двух мерил.
Вы — в заре, отраженной в озере.
Вы — в луне.
Вы — в сиянии глаз непознанных.
Ты — во мне.
ПИСЬМА ЖИЗНИ
Жизнь, прекращай смеяться.
Знаешь, я долго слушал так, что холодным пластом небо накрыло душу. Небо, большое небо, странное до частички каждой, со взмахом вербы жгущее звёзды спичкой. Знаешь, другое небо, с робкой изменой солнцу бросившееся слепо лунным огнём к оконцу, где я беззвучно плакал, пряча лицо руками, видя, как дождь накрапал смерть, что идёт за нами.
Жизнь, прекращай смеяться.
Бросив свой камень тленный в дикого чужестранца (попросту — отраженье), я отвернусь, исчезну, не докурив созвездье, и, поклонившись бездне, вдруг поцелую крестик. «Боже, прости, родимый, я потерялся, спутанный в полумраке дымом, сном умертвлённый, будто всё это было — в прошлом, всё это было — было, будто от тяжкой ноши бросил на карту крылья». Боже смолчит, а после, с лёгкой такой печалью, словно смахнув с колосьев, тихо шепнёт: «Прощаю» и, точно также мягко, буквы подкинув на лист, в бричку присев с лампадкой, вымолвит: «...и прощаюсь...».
Жизнь, прекращай смеяться.
Хватит, не нужно больше. Крылья сменил на панцирь — хуже уже не может...
Знаешь... Да, всё ты знаешь!.. Светом пронзая очи (сердце — седая залежь), ты приучила к ночи.
Прожил, сложились стансы.
Полно, конец спектакля.
Жизнь, прекращай смеяться.
Мне
не смешно
ни капли.
2020
Публикуется по авторской рукописи
Вернуться к автору
Вернуться к студии
Ольга Филиппова, Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2020
- Студия «Творческий фонарь»
- Константин Стригуновский. Коллекционер вечных ценностей
- Константин Стригуновский. Ритм
- Константин Стригуновский
- Иван Попов. Ученые далекого будущего
- Иван Попов
- Максим Кукоба
- Илья Колодько. Первая книга
- Илья Колодько
- Глеб Кривошеев. Враг подслушивает
- Татьяна Кабина. День восьмой
- Татьяна Кабина
- Инга Кёллер. Маленькие люди
- Инга Келлер
- Николай Добов. Оригами
- Николай Добов