Сейчас на сайте
Сейчас 15 гостей онлайн
Рекламный блок
ХУДОЖНИК В КЛЕТКЕ
05.11.2012 18:34 | Автор: Александр АЛЕКСАНДРОВ
Выставка «Формула шедевра», проходящая в музее-мастерской Станислава Косенкова, как всегда показывает неожиданную сторону творчества белгородского художника. Она посвящена Василию Ермилову, отцу харьковского авангарда 20-х годов прошлого столетия, учителю и наставнику самого Косенкова.
Выставочная экспозиция составлена из работ Косенкова, несущих в себе определённое влияние ермиловского авангардизма, фотографий Павла Кривцова и некоторых работ Василия Ермилова. На вернисаже был презентован альбом Косенкова, в котором впервые публикуются дневниковые записи и философские рассуждения. Немало места отводилось описанию встреч с Ермиловым, которые Косенков характеризует как самое знаменательное событие его тогдашней жизни, а слово Учитель акцентированно пишет с большой буквы.
Буквально на днях в Харькове состоялась презентация многостраничного увесистого фолианта Александра Парниса о жизни и творчестве Ермилова. В этой солидной книге весом этак килограмма в три с половиной своё место нашли и страницы из дневника Косенкова под названием «Уроки Ермилова». Интерес нового времени к Ермилову спонтанно привёл к открытию ещё двух выставок – в Москве и в Харькове, где в подвале национального университета специально выделили помещение под названием Ермилов-центр.
Родился Ермилов в Харькове, но оба его родителя ведут свой род с Белгородчины, Грайворонского и Белгородского уездов. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в одном классе с Владимиром Маяковским и Давидом Бурлюком, затем в студии Машкова и Кончаловского. Участвовал в Первой мировой, георгиевский кавалер IV степени, побывал и в белой армии, правда недолго. Дружил с председателем земного шара Велимиром Хлебниковым, оформлял его книги, даже памятник «Будетлянину» спроектировал.По некоторым источникам оформлял советский павильон на Всемирной парижской выставке 1937 года.
Поэт Борис Слуцкий назвал Ермилова «Харьковский Иов», ведь практически все его монументальные работы погибли при бомбёжках, да и живописных и графических сохранилось совсем немного.
К бедствиям «Иова» добавился пожар, уже после его смерти уничтоживший весь архив. Ермилов был одним из основателей Харьковского художественно-промышленного института, но в 1935–1963 годах был отстранен от преподавания, правда, всё ж таки не был репрессирован, уцелел как-то. Его преследовали за формализм, потом за космополитизм, в 1948 исключили из Союза художников, единственная выставка состоялась во времена хрущёвской оттепели, в 1962 году, но, понятное дело, конструктивизма в ней представлено не было. Зато в те же шестидесятые чествовали как старейшего члена Союза художников в Харькове.
Василий Ермилов оказал на Косенкова мощное влияние, влияние не только наставника, но и друга и товарища на его творческую мысль, выразившееся в «восхищении и уважении к его трудолюбивой и человечной натуре», его «снайперски точным, без дураков», рисункам. «После общения с Ермиловым начинаешь видеть всё совершенно другим – великим или мелким, красивым или безобразным», – пишет Косенков. Про великое и мелкое может рассказать одна деталь экспозиции выставки в музее Косенкова.
Отдельный стенд выделен для фотографий Павла Кривцова, чьё имя в представлении вряд ли нуждается. Внимание привлекает фотография жалкого, несчастного пса в занесённой снегом телефонной будке. Увидев эту картину, Косенков позвонил Кривцову и тот немедля примчался и запечатлел картинку собачьей жизни на плёнке. На первой же выставке фотография привлекла внимание и компетентных органов, прозорливо углядевших в ней образ советской интеллигенции, о чём автор тогда и не догадывался. Сняли с выставки и фотографию птицы в радиаторной решётке, причём по тем же мотивам.
Клетка для художника, а нередко и для зрителя, создаётся окружением, строем, зачастую внутренней цензурой. Сегодня есть возможность выйти за пределы этой клетки и зрителю и художнику, было бы желание.
В эти дни в Орле проходит выставка офорта. Среди представленных в экспозиции авторов знаменитый российский график Никиреев и его друзья, белгородцы Владимир Козьмин и Владимир Аксенов, и конечно, Станислав Косенков. Так незримые нити связывают творцов, невзирая на времена и расстояния.
Выставочная экспозиция составлена из работ Косенкова, несущих в себе определённое влияние ермиловского авангардизма, фотографий Павла Кривцова и некоторых работ Василия Ермилова. На вернисаже был презентован альбом Косенкова, в котором впервые публикуются дневниковые записи и философские рассуждения. Немало места отводилось описанию встреч с Ермиловым, которые Косенков характеризует как самое знаменательное событие его тогдашней жизни, а слово Учитель акцентированно пишет с большой буквы.
Буквально на днях в Харькове состоялась презентация многостраничного увесистого фолианта Александра Парниса о жизни и творчестве Ермилова. В этой солидной книге весом этак килограмма в три с половиной своё место нашли и страницы из дневника Косенкова под названием «Уроки Ермилова». Интерес нового времени к Ермилову спонтанно привёл к открытию ещё двух выставок – в Москве и в Харькове, где в подвале национального университета специально выделили помещение под названием Ермилов-центр.
Родился Ермилов в Харькове, но оба его родителя ведут свой род с Белгородчины, Грайворонского и Белгородского уездов. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в одном классе с Владимиром Маяковским и Давидом Бурлюком, затем в студии Машкова и Кончаловского. Участвовал в Первой мировой, георгиевский кавалер IV степени, побывал и в белой армии, правда недолго. Дружил с председателем земного шара Велимиром Хлебниковым, оформлял его книги, даже памятник «Будетлянину» спроектировал.По некоторым источникам оформлял советский павильон на Всемирной парижской выставке 1937 года.
Поэт Борис Слуцкий назвал Ермилова «Харьковский Иов», ведь практически все его монументальные работы погибли при бомбёжках, да и живописных и графических сохранилось совсем немного.
К бедствиям «Иова» добавился пожар, уже после его смерти уничтоживший весь архив. Ермилов был одним из основателей Харьковского художественно-промышленного института, но в 1935–1963 годах был отстранен от преподавания, правда, всё ж таки не был репрессирован, уцелел как-то. Его преследовали за формализм, потом за космополитизм, в 1948 исключили из Союза художников, единственная выставка состоялась во времена хрущёвской оттепели, в 1962 году, но, понятное дело, конструктивизма в ней представлено не было. Зато в те же шестидесятые чествовали как старейшего члена Союза художников в Харькове.
Василий Ермилов оказал на Косенкова мощное влияние, влияние не только наставника, но и друга и товарища на его творческую мысль, выразившееся в «восхищении и уважении к его трудолюбивой и человечной натуре», его «снайперски точным, без дураков», рисункам. «После общения с Ермиловым начинаешь видеть всё совершенно другим – великим или мелким, красивым или безобразным», – пишет Косенков. Про великое и мелкое может рассказать одна деталь экспозиции выставки в музее Косенкова.
Отдельный стенд выделен для фотографий Павла Кривцова, чьё имя в представлении вряд ли нуждается. Внимание привлекает фотография жалкого, несчастного пса в занесённой снегом телефонной будке. Увидев эту картину, Косенков позвонил Кривцову и тот немедля примчался и запечатлел картинку собачьей жизни на плёнке. На первой же выставке фотография привлекла внимание и компетентных органов, прозорливо углядевших в ней образ советской интеллигенции, о чём автор тогда и не догадывался. Сняли с выставки и фотографию птицы в радиаторной решётке, причём по тем же мотивам.
Клетка для художника, а нередко и для зрителя, создаётся окружением, строем, зачастую внутренней цензурой. Сегодня есть возможность выйти за пределы этой клетки и зрителю и художнику, было бы желание.
В эти дни в Орле проходит выставка офорта. Среди представленных в экспозиции авторов знаменитый российский график Никиреев и его друзья, белгородцы Владимир Козьмин и Владимир Аксенов, и конечно, Станислав Косенков. Так незримые нити связывают творцов, невзирая на времена и расстояния.
Александр Александров
Добавить материал
Следующие материалы:
- ВСТРЕЧА В ФОТОГАЛЕРЕЕ
- ПОЭТ НЕСКАЗОЧНОГО ВЕКА
- 25 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- ДЕТЕЙ НЕТАЛАНТЛИВЫХ НЕТ
- «ВОЛЖСКАЯ ТВЕРДЫНЯ»
- БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ
- ФОТООХОТА НА УЛИЦАХ
- ОБСУЖДЕНИЕ XIV ОБЛАСТНОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ВЫСТАВКИ
- ЭКСПОЗИЦИЯ «ЮБИЛЕЙНЫЕ МОНЕТЫ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ»
- ВЫСТАВКА «ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ. МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ».
Предыдущие материалы:
- ЛЕТОПИСЕЦ «ЖЕЛЕЗНОГО СЕРДЦА» РОССИИ
- КОНЦЕРТ «В ПАМЯТЬ 1612 ГОДА»
- БЕЛГОРОДСКИЕ ЗАБАВЫ
- КАЛЕЙДОСКОП ЖИЗНИ
- ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ
- ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА АННЫ КЛЕПАЛОВОЙ «БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ»
- ПОЛКУ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ БЕЛГОРОДЕ ПРИБЫЛО
- ФОТОГРАФИЯ КАК ЖИЗНЬ
- ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ЛИЦЕЯ
- ВЫБОРЫ ГУБЕРНАТОРА
Последние комментарии
- Тамара ДРОНОВА. ИЗ ЮНОСТИ ДАЛЁКОЙ
Очень романтично, спасибо за эмоции Подробнее
28.12.14 14:47
Девочка Бон - ПОДСНЕЖНИК. Владимир МИХАЛЁВ.
Как будто в прошлое вернулся, любовь свою вспомнил... Спасибо за это авторы и сайту Подробнее
16.11.14 18:39
Проникшийся - Плакали девушки на поле... Владимир МИХАЛЁВ.
Всего несколько слов - а какая мощь! Подробнее
05.05.14 23:57
Нектос - Огорошен не горошиной... Владимир МИХАЛЁВ.
Ах.... Подробнее
07.12.13 11:11
Ирина П. - НЕПОГОДЬ. Владимир МИХАЛЁВ.
Очень понравилось. Так образно Подробнее
07.12.13 11:06
Ирина П. - НЕПОГОДЬ. Владимир МИХАЛЁВ.
Погодь непогодь, дай немного тепла денёчек хоть Подробнее
30.10.13 16:55
Проходящий - НЕБО И ЗЕМЛЯ. Владимир МИХАЛЁВ.
Вроде так просто, но становится так тепло Подробнее
30.10.13 16:53
Проходящий - ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Очень интересный рассказ! Думала, что быстренько прочту начало и вернусь к работе, но сама не заметила, как втянулась и дочитала до конца! Хотелось бы, чтобы таких концовок в реальной жизни было побольше! =) Подробнее
28.10.13 10:42
Олька - ПЕЛАГЕЯ
Кайфово теть Люсь,читал не отрываясь:) Подробнее
17.09.13 00:17
Миша - ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Григорий, прочитала на одном дыхании. Написано столь реалистично что кажется не читаешь, а видишь происходящее наяву. Я очень люблю фильм "Не могу сказать прощай" (это где девушка Лида помогает встать на ноги Сергею брошенному женой после травмы позв... Подробнее
18.08.13 10:38
Ольга-14