Сейчас на сайте
Сейчас 20 гостей онлайн
Рекламный блок
ФОТОГРАФИЯ КАК ЖИЗНЬ
23.10.2012 17:38 | Автор: Александр ЖИХОВ
Если есть для белгородцев в фотоискусстве имя легендарное, так это Алексей Иваницкий. Уроженец Белгорода, после смерти родителей Иваницкий жил у родственников в Харькове, стал известным мастером фотодела, снимал знаменитостей и августейших особ, но связи с малой родиной не терял.
В Белгороде открыл филиал своей мастерской, выполнил в 1911 году по заказу Вейнбаума съёмку видов города и окрестностей, в новейшее время эти фотографии переизданы и хорошо известны. Теперь в областной галерее фотоискусства открыта выставка Алексея Иваницкого «Жизнь в фотографии», и круг замкнулся – знаменитый фотограф вернулся на родину.
Родился Алексей Иваницкий в 1855 году, в пятилетнем возрасте стал жителем соседнего Харькова, окончил четыре класса гимназии, на дальнейшее образование денег не было. Однако Иваницкий призвание своё почувствовал достаточно рано, поступил в ученики к немцу Гленцтнеру. Освоив азы мастерства, довольно быстро стал популярным фотографом, выкупил мастерскую, получил множество медалей за фотовыставки, в том числе дважды отмечен императорскими наградами – «За трудолюбие и искусство».
Широкая известность пришла к Иваницкому после серии фотографий, посвящённых крушению царского поезда в Борках в 1888 году . За эти работы Александр III пожаловал Иваницкого участком земли на берегу Северского Донца и драгоценным перстнем. Дом, отстроенный Иваницким, всегда полон гостей и быстро становится культурным центром.
В ателье Иваницкого снимаются самые разные люди – врачи и казаки, студенты и мещане, семейные группы и дети. Объектив Алексея Иваницкого запечатлел немало знаменитостей – писателей, актёров, музыкантов. Среди них Максим Горький и Фёдор Шаляпин, Вера Комиссаржевская и, наверное, самый знаменитый ялтинский снимок Чехова. С фотографий прошлого и позапрошлого веков на нас спокойно взирают одухотворённые лица.
Увлекался фотограф видовой и репортажной фотографией, скажем, есть интереснейшие снимки Харькова, затопленного наводнением 1893 года. Вместе с историком Яворницким и художником Васильковским совершает экспедицию по «днепровским пепелищам», результатом явился альбом «Днепровские пороги». Интерес фотохудожника к Запорожью легко объясним: Алексей Иваницкий был женат на внучке Осипа Гладкого – последнего кошевого атамана Задунайской запорожской сечи. К сожалению, альбом этот, выпущенный уже при советской власти, не имеет имени автора, но на то была веская причина.
В годы гражданской войны Иваницкий отправляется в Крым на поиски семьи, оставшейся там после революции. В декабре 1920 года Алексей Иваницкий попал в руки чекистов и был расстрелян. В списке подлежащих расстрелу, согласно протоколу чрезвычайной тройки, он проходит под номером 257. Видимо, решающим фактором оказалось дворянское происхождение. Сохранилась лаконичная резолюция на анкете Иваницкого: «Дворянин. Бежал из Харькова. Расстрелять».
Правда, есть некоторая неувязка: эта самая анкета заполнена Иваницким 24 декабря, а расстрельный протокол датирован 7 декабря 1920 года. Таким образом, обстоятельства гибели Иваницкого не rasstrelyat_resize.jpgсовсем ясны. Впрочем, и документы крымской ЧК оказались доступны только в последнее время и то благодаря усилиям семьи фотографа и энтузиастов-историков.
Не слишком стремятся открывать подобные архивы что у нас, что на Украине даже спустя почти сотню лет.
Множество архивных материалов Иваницкого сгинуло в гэпэушных недрах, ведь чаша сия не миновала и сына фотографа Александра, который был арестован в 1930 году. Завершила дело по уничтожению памяти Иваницкого бомба, угодившая аккурат в его квартиру в 1943 году.
Работы мастера собирает известный харьковский фотограф Владимир Оглоблин, поставивший целью разыскать всё творческое наследие Иваницкого. Выставку Иваницкого в Белгород привёз именно Оглоблин, преодолев все бюрократические и таможенные преграды. Историю жизни Алексея Иваницкого по крупицам восстанавливает его внук, также Алексей, член Российского дворянского собрания, он же и представил выставку белгородцам.
Судьба Алексея Иваницкого подобна его фотографиям – яркая, наполненная событиями и драматически контрастная. Есть в ней картины мирной жизни, есть и трагичные эпизоды. Жизнь Иваницкого, как и его фотографии, напоминает нам о той, может быть немного мифологической России, которой уже никогда не будет.
В Белгороде открыл филиал своей мастерской, выполнил в 1911 году по заказу Вейнбаума съёмку видов города и окрестностей, в новейшее время эти фотографии переизданы и хорошо известны. Теперь в областной галерее фотоискусства открыта выставка Алексея Иваницкого «Жизнь в фотографии», и круг замкнулся – знаменитый фотограф вернулся на родину.
Родился Алексей Иваницкий в 1855 году, в пятилетнем возрасте стал жителем соседнего Харькова, окончил четыре класса гимназии, на дальнейшее образование денег не было. Однако Иваницкий призвание своё почувствовал достаточно рано, поступил в ученики к немцу Гленцтнеру. Освоив азы мастерства, довольно быстро стал популярным фотографом, выкупил мастерскую, получил множество медалей за фотовыставки, в том числе дважды отмечен императорскими наградами – «За трудолюбие и искусство».
Широкая известность пришла к Иваницкому после серии фотографий, посвящённых крушению царского поезда в Борках в 1888 году . За эти работы Александр III пожаловал Иваницкого участком земли на берегу Северского Донца и драгоценным перстнем. Дом, отстроенный Иваницким, всегда полон гостей и быстро становится культурным центром.
В ателье Иваницкого снимаются самые разные люди – врачи и казаки, студенты и мещане, семейные группы и дети. Объектив Алексея Иваницкого запечатлел немало знаменитостей – писателей, актёров, музыкантов. Среди них Максим Горький и Фёдор Шаляпин, Вера Комиссаржевская и, наверное, самый знаменитый ялтинский снимок Чехова. С фотографий прошлого и позапрошлого веков на нас спокойно взирают одухотворённые лица.
Увлекался фотограф видовой и репортажной фотографией, скажем, есть интереснейшие снимки Харькова, затопленного наводнением 1893 года. Вместе с историком Яворницким и художником Васильковским совершает экспедицию по «днепровским пепелищам», результатом явился альбом «Днепровские пороги». Интерес фотохудожника к Запорожью легко объясним: Алексей Иваницкий был женат на внучке Осипа Гладкого – последнего кошевого атамана Задунайской запорожской сечи. К сожалению, альбом этот, выпущенный уже при советской власти, не имеет имени автора, но на то была веская причина.
В годы гражданской войны Иваницкий отправляется в Крым на поиски семьи, оставшейся там после революции. В декабре 1920 года Алексей Иваницкий попал в руки чекистов и был расстрелян. В списке подлежащих расстрелу, согласно протоколу чрезвычайной тройки, он проходит под номером 257. Видимо, решающим фактором оказалось дворянское происхождение. Сохранилась лаконичная резолюция на анкете Иваницкого: «Дворянин. Бежал из Харькова. Расстрелять».
Правда, есть некоторая неувязка: эта самая анкета заполнена Иваницким 24 декабря, а расстрельный протокол датирован 7 декабря 1920 года. Таким образом, обстоятельства гибели Иваницкого не rasstrelyat_resize.jpgсовсем ясны. Впрочем, и документы крымской ЧК оказались доступны только в последнее время и то благодаря усилиям семьи фотографа и энтузиастов-историков.
Не слишком стремятся открывать подобные архивы что у нас, что на Украине даже спустя почти сотню лет.
Множество архивных материалов Иваницкого сгинуло в гэпэушных недрах, ведь чаша сия не миновала и сына фотографа Александра, который был арестован в 1930 году. Завершила дело по уничтожению памяти Иваницкого бомба, угодившая аккурат в его квартиру в 1943 году.
Работы мастера собирает известный харьковский фотограф Владимир Оглоблин, поставивший целью разыскать всё творческое наследие Иваницкого. Выставку Иваницкого в Белгород привёз именно Оглоблин, преодолев все бюрократические и таможенные преграды. Историю жизни Алексея Иваницкого по крупицам восстанавливает его внук, также Алексей, член Российского дворянского собрания, он же и представил выставку белгородцам.
Судьба Алексея Иваницкого подобна его фотографиям – яркая, наполненная событиями и драматически контрастная. Есть в ней картины мирной жизни, есть и трагичные эпизоды. Жизнь Иваницкого, как и его фотографии, напоминает нам о той, может быть немного мифологической России, которой уже никогда не будет.
Александр Жихов
Добавить материал
Похожие материалы:
- ФОТОПОВЕСТЬ О ДВУХ ГОРОДАХ
- ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕРО-ЗАПАД
- ТАЙМЫРСКАЯ РАПСОДИЯ
- ВСТРЕЧА В ФОТОГАЛЕРЕЕ
- ФОТООХОТА НА УЛИЦАХ
- ДОБРЫЕ ЛИЦА И КРАСОТА БЕЛОГОРЬЯ
- ПЕРЕСЕКАЯ ГРАНИЦЫ
- ПРАВИЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД ВЛАДИМИРА БОЧКАРЕВА НА ФОТО И ОРФОГРАФИЮ
- ИНДИЙСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО ГОСТЯ
- ЗЕМЛЯКИ. ФОТОХУДОЖНИК ПАВЕЛ КРИВЦОВ
Следующие материалы:
- ЭКСПОЗИЦИЯ «ЮБИЛЕЙНЫЕ МОНЕТЫ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ»
- ВЫСТАВКА «ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ. МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ».
- ХУДОЖНИК В КЛЕТКЕ
- ЛЕТОПИСЕЦ «ЖЕЛЕЗНОГО СЕРДЦА» РОССИИ
- КОНЦЕРТ «В ПАМЯТЬ 1612 ГОДА»
- БЕЛГОРОДСКИЕ ЗАБАВЫ
- КАЛЕЙДОСКОП ЖИЗНИ
- ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ
- ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА АННЫ КЛЕПАЛОВОЙ «БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ»
- ПОЛКУ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ БЕЛГОРОДЕ ПРИБЫЛО
Предыдущие материалы:
- ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ЛИЦЕЯ
- ВЫБОРЫ ГУБЕРНАТОРА
- АРХИВНЫ ЮНОШИ
- «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» НАВСЕГДА!
- ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
- ПРИЗМА ЛЮБВИ ТАТЬЯНЫ РЫЖОВОЙ
- III ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
- ЛАБИРИНТЫ СНОВ СТАНИСЛАВА ДЫМОВА
- МИШУРА ДЛЯ ОБНАЖЕННЫХ СЛОВ
- НАГОРЬЕВСКАЯ РАДУГА
Последние комментарии
- Тамара ДРОНОВА. ИЗ ЮНОСТИ ДАЛЁКОЙ
Очень романтично, спасибо за эмоции Подробнее
28.12.14 14:47
Девочка Бон - ПОДСНЕЖНИК. Владимир МИХАЛЁВ.
Как будто в прошлое вернулся, любовь свою вспомнил... Спасибо за это авторы и сайту Подробнее
16.11.14 18:39
Проникшийся - Плакали девушки на поле... Владимир МИХАЛЁВ.
Всего несколько слов - а какая мощь! Подробнее
05.05.14 23:57
Нектос - Огорошен не горошиной... Владимир МИХАЛЁВ.
Ах.... Подробнее
07.12.13 11:11
Ирина П. - НЕПОГОДЬ. Владимир МИХАЛЁВ.
Очень понравилось. Так образно Подробнее
07.12.13 11:06
Ирина П. - НЕПОГОДЬ. Владимир МИХАЛЁВ.
Погодь непогодь, дай немного тепла денёчек хоть Подробнее
30.10.13 16:55
Проходящий - НЕБО И ЗЕМЛЯ. Владимир МИХАЛЁВ.
Вроде так просто, но становится так тепло Подробнее
30.10.13 16:53
Проходящий - ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Очень интересный рассказ! Думала, что быстренько прочту начало и вернусь к работе, но сама не заметила, как втянулась и дочитала до конца! Хотелось бы, чтобы таких концовок в реальной жизни было побольше! =) Подробнее
28.10.13 10:42
Олька - ПЕЛАГЕЯ
Кайфово теть Люсь,читал не отрываясь:) Подробнее
17.09.13 00:17
Миша - ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Григорий, прочитала на одном дыхании. Написано столь реалистично что кажется не читаешь, а видишь происходящее наяву. Я очень люблю фильм "Не могу сказать прощай" (это где девушка Лида помогает встать на ноги Сергею брошенному женой после травмы позв... Подробнее
18.08.13 10:38
Ольга-14