НАТАЛЬЯ ДРОЗДОВА
ПИСАТЕЛЬ ЛЕОНИД МАЛКИН. НЕ УБОИТСЯ СЕРДЦЕ МОЁ
Завершая таинство соборования, священник стал читать последнее Евангелие. В этот момент больной вдруг потянулся с одра всем своим существом, рукой показывая, что он хочет поцеловать Евангелие. Отец Игорь приблизил Книгу к его губам. И в тот же момент осеннее солнце в окне вдруг так заиграло, что на мгновение ослепило всех присутствующих. Минуты две полной тишины. Потом сразу комната наполнилась лёгкими какими-то весёлыми фразами, заставляющими всех беспричинно улыбаться.
Назавтра жена умирающего Леонида Григорьевича кричала мне в телефонную трубку: «Наташа! Бог есть! Представляешь, Лёня поднялся, и мы посадили его за стол…» Мария Ильинична ещё продолжала вещать о чудесах. Мне же сквозь её щебетанье слышался голосок позавчерашнего моего малодушия: а вдруг Бог забудет про этого достойного человека, и тот скончается до прихода батюшки, не причастившись Святых Христовых Тайн. Но противный этот писклявый голосок перебил другой — иронично интонирующий, неповторимо умиротворяющий голос самого Леонида Григорьевича: «Ума не приложу: и за что это меня, этакую скотину, Бог любит, для чего всё время спасает…»
И следом тут же из памяти поплыли строки: «Бывают же чудеса на свете. Есть ведь любимчики у Бога! Алексей по праву мог считать себя одним из них…» Алексей Татанов — это главный герой повести «Фронт без генералов», в военной биографии которого Леонид Григорьевич описал биографию свою собственную, и многие, самые захватывающие эпизоды повести — они тоже взяты из реальной жизни. Их было немало на пути от Невы до Эльбы, который где в рост, где ползком одолел фронтовой разведчик и связист Малкин. Он ушёл в армию добровольцем в сорок первом и, поскольку семнадцатилетних на фронт не брали, был направлен в 6-ю Воронежскую спецшколу Военно-воздушных сил, затем — училище штурманов, откуда он, боясь, что война закончится без его участия, всё-таки сбежал на фронт…
Безрассудство — необходимое условие подвига, и не только на войне — говорил он. И всей своей жизнью подтверждал это. Когда вернулся домой после демобилизации, был молод и, по его выражению, «полон романтических фантазий» и уехал по договору на Колыму, работал на прииске. События тех шести лет легли в основу романа «Колыма ты, Колыма».
В литературу Леонид Малкин вошёл с рассказами в конце пятидесятых, легко и успешно. В 64-ом году известные в стране прозаики дали ему рекомендации в Союз писателей. Но в самый последний момент из Белгорода в Москву, в правление СП было отправлено состряпанное дружеской рукой письмо о «несоответствии морального облика званию советского писателя». И только через тридцать лет получил Леонид Малкин свой писательский билет.
Тридцать лет! Их ведь надо было прожить! И пережить множество нерадостных дней и трагических событий — начиная с неожиданной смерти жены Маргариты. Эта красивая, умная, добрая женщина, внучка двух православных священников — была для Малкина не просто женой и матерью его детей, она была любимой женщиной, нравственной опорой. Без неё существовать было невозможно, но — нужно. И оставаться живым. И прийти к старости красивым и мудрым человеком.
Я никогда не видела Леонида Григорьевича испуганным обывателем. Всякого рода несправедливость он называл «мелкими пакостями и недоразумениями». Я никогда не видела, чтобы он носил свои боевые награды. А они, наверное, были ему к лицу. Особенно — медали «За отвагу». Сама суть понятия «отвага» к лицу. Потому как пронёс он её в своём сердце через изнурительные времена — с честью. Он никогда не боялся не получить награду или быть битым. Сколько начинающих литераторов он поддержал, сам при этом со своими произведениями почти до конца дней будучи в тени, в окружении безмолвия, равнодушия.
Долгой была дорога к читателю повести «Фронт без генералов». Рукопись пятнадцать лет валялась по разным издательствам. Мне посчастливилось быть редактором этой книги (она вышла в 2000 году в белгородском издательстве «Крестьянское дело»). Я «близко знакома» с каждой её буквой, но время от времени я возвращаюсь к ней, открываю наугад, и наслаждаюсь простым хорошим русским языком, редкой по нынешним временам проникновенной добротной прозой, стройной художественностью — без пафоса и навязчивой публицистики.
Я люблю читать эту книгу, потому что в облике главного героя вижу живого Леонида Григорьевича. Человека, дожившего почти до восьмидесяти лет и так не успевшего стать стариком. Человека, каких рядом на этом свете больше нет. И скорее всего, не будет. От этого грустно. Но не пусто. Потому что Мудрый Бог, у Которого все живы, дал нам, беднягам, в утешение литературный мир, где, по выражению тоже очень хорошего писателя Николая Гоголя, «и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые».
Источник: журнал «Добродетель», №2(16), 2010
Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2014
- Леонид Малкин
- Леонид Малкин. Фотографии разных лет
- Леонид Малкин. Год 1937-й. 2014
- Леонид Малкин. Колыма ты, Колыма. 1996
- Леонид Малкин. Автобиография. 2004
- Наталья Дроздова. Песня для Леонида Григорьевича. 2000
- Роман «КОЛЫМА ТЫ, КОЛЫМА» Часть 3, глава 36
- Роман «КОЛЫМА ТЫ, КОЛЫМА» Часть 3, глава 35
- Роман «КОЛЫМА ТЫ, КОЛЫМА» Часть 3, глава 34
- Роман «КОЛЫМА ТЫ, КОЛЫМА» Часть 3, глава 33
- Роман «КОЛЫМА ТЫ, КОЛЫМА» Часть 3, глава 32
- Роман «КОЛЫМА ТЫ, КОЛЫМА» Часть 3, глава 31
- Роман «КОЛЫМА ТЫ, КОЛЫМА» Часть 3, глава 30
- Роман «КОЛЫМА ТЫ, КОЛЫМА» Часть 3, глава 29
- Роман «КОЛЫМА ТЫ, КОЛЫМА» Часть 3, глава 27