КУЛЬТУРНАЯ ВЛАСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ЛЮДЕЙ
Вопрос о власти – хоть так его обходи, хоть эдак, но это вопрос ключевой, о чем бы мы ни говорили, за что бы ни взялись. Обсуждая разные стороны предмета дискуссии в теме «Культурный ракурс стихийного бедствия», вплотную к тому подошли: должны ли культурные люди участвовать в выборах, иными словами, впутываться, ввязываться, а то и вляпываться, извините, в политику, тем самым принимать участие в формировании власти на всех уровнях и нести потом ответственность за эту власть. Сложный вопрос, я вам скажу.
По моему глубокому убеждению, вакханалия черни в 17-м году прошлого столетия только потому стала возможна, что культурные люди – хорошо, назовем их, как принято, интеллигенцией – в массе своей отстранились от происходящего, не захотели пачкаться «во всём этом». Нельзя сказать, что главари большевиков были тёмные, невежественные, не образованные, не культурные. Напротив, очень даже грамотные ребята. Университетское образование, языками владели, в литературе и искусствах разбирались. А что сотворили с великой страной? Да, я согласен с тем – индустриализация, коллективизация, прямо из лаптей выпрыгнули и в космос полетели. Это факт, того нельзя отрицать. Как очевидно и то, что у России был другой путь – эволюционный, реформаторский, путь по пути прогресса, но без крови и жертв таких, коим аналогов нет в истории человечества. Для этого надо было только одно: культурные люди – а их было много, и они многое могли – должны были встать на защиту Отечества от всевластия быдла, от вылезших из подвалов и подворотен Швондеров и Шариковых. Великий Булгаков в «Собачьем сердце» показал это так ярко, сочно, так правдиво, что ничего более говорить не надо. Профессор Преображенский сразу понял, что он сотворил – именно он, профессор, ученый, а если обобщить, это касается всех культурных людей - понял и покорно терпел выходки очеловеченного пса. Булгаков вкладывает в руку Борменталю карающий меч-скальпель, но это уже сказка, фантастика. На самом деле, приговор российской интеллигенции автор вынес: Шариков – продукт эксперимента, который российская интеллигенция провела над страной. Потом всех думающих пустили в распыл, поскольку страна с начальником подотдела очистки во главе в думающих просто не нуждалась.
А как же, скажут, советская наука, то да сё! Отвечаю: большая половина науки в «шарашках» сидела, остальная тихо наблюдала за указанными партией микробами. А что до моей любимой математики, так сумма квадратов катетов, слава Пифагору, при любой власти равна квадрату гипотенузы.
Вот почему развалился Советский Союз? Такая империя, такая громадина – рухнул в один момент, рассыпалась быстрее карточного домика. Точно потому, почему стала возможной «великая октябрьская революция»: советская интеллигенция сидела на кухнях и с большим удовольствием наблюдала, как все трещит по швам и рушится, и катится в тар-тарары. Пальцем никто не шелохнул! Сегодня некоторые криком кричат: великий и могучий, другой такой не знаю – верните, мол, нам в зад опять «совок» в полном объеме. Чтобы ничего не делать, чтобы в конце месяца болты кувалдиметром в гайки забивать и это всё на трактор и «Жигуль» ставить, но чтобы 5-го и 20-го зарплату кровь с носу! И халабуду двухкомнтаную со спичечный коробок в панельном сарае, где вообще жить нельзя, пусть опять бесплатно дадут! И пусть всю неделю с тяпками, на выходных - гнилая морковка на овощебазе, но на парады на 1-е и 7-е - всей семьей с цветами и шариками.
Кричат, конечно, сильно. Учителя, врачи, прочие малообеспеченные бюджетники. Особенно, пенсионеры кричат, которые всю жизнь отдали, но не той, как выяснилось, стране. Их понять можно. Они что-то строили, энтузиазм проявляли, пятилетку за три года, а оно в результате взяло - и рухнуло. Наверное, обидно. Потому и кричат, то есть возмущаются . Хорошо, говорю, чего вы кричите? На кого? Вы где были, спрашиваю, когда оно загибаться начинало? Это же было понятно! Это было очевидно – трещит, хрустит, косточки ломаются, рушится колосс на глиняных ногах средь бела дня.
Я в то время кое-что в политике уже начал соображать. Сейчас, конечно, чуть больше понимаю. Опыт всё-таки - депутатом был, в исполнительную власть сходил, по стране поездил, посмотрел, где и как государство устроено. Но уже тогда, в конце 80-х, было ясно: КПСС – стержень, основа – изнутри сгнила, развалится на днях. Кстати, я был членом партии. И вместе с другими членами предложил создать «Демократическую платформу в КПСС». По сей день убежден, что это был единственный шанс спасти компартию - ту структуру, без которой страна однозначно развалится. Это многие понимали. Но никто ничего не хотел делать. Так оно и случилось чуть позже. А почему не удалось сделать? Отвечаю: потому, что думающая часть общества тогдашнего не захотела в этом участвовать. Когда стало ясно, что КПСС принципиально не способна к обновлению, реформациям, я вышел из партии, окончательно перешел в оппозицию, возглавил местное отделение «Демократической России».
Вокруг «ДР» собрался разный «сброд». На всех углах культурные люди меня за это корили – кого ты собрал вокруг себя, они же невменяемые, ненормальные и т.д. Это правда, много из «демократов первой волны» было со справками о «вялотекущем диссидентстве». Ну а те, здравомыслящие? Я все ноги сбил о пороги ВИОГЕМа, Гипроруды, Сельхозакадемии, ВНИИПАВа и других «культурных учреждений» - никакого толку! Мы не знали – а кто знал? – что такое демократия, с чем её едят, как это все должно быть устроено и чем дело обернется. Чистая правда: шли, что называется наобум. Ну и пришли к тому, к чему пришли. А теперь та «вшивая» интеллигенция, что на кухнях сидела и поглядывала из-за занавесочки на происходящее, чем-то недовольна? То им не так, это было не правильно…Умники! Сами шли бы и делали, как надо!
Сейчас тоже не простой, я бы сказал, критический момент. Инновация, модернизация и т.д. – это всё слова, если думающая часть общества не включится в процесс. А без модернизации – труба дело, не выкарабкаемся в эпоху глобализации. Или такой момент. Давно начали говорить про качество жизни, и только теперь поняли, что начинать надо с качества власти, ибо без того ничего не получится. Хорошо, прекрасно! Но кто будет это делать? Кто может реально сформировать на всех уровнях качественную власть? Маргиналы, которым посули бутылку водки, если мужик, а если баба – мужика водкой ужравшегося - и они дружно голосуют за политического клоуна ? Или пенсионеры-ортодоксы, которые мечтают о коммунистическом реванше и молятся на портреты Сталина? Вот ведь в чем вопрос! Знаю точно: многие вполне культурные и думающие люди на нынешних выборах намерены в знак протеста голосовать за КПРФ. Другие призывают портить бюллетени – и эти, увы, тоже не из глупых. Третьи просто на выборы не пойдут, чтобы «не пачкаться». Удобная позиция. Ежели так, опять «Бесы» будут хроникой текущего дня, а не историческим романом.
Вот такая тема. Вопрос главный один: что должны нынче делать образованные люди? Беру в широком смысле слова: совестливые, культурные, воспитанные, понимающие суть и смысл происходящего – интеллигенция. Кстати, кто она и где она? Тоже вопрос не тривиальный. Должна ли интеллигенция, если таковая найдется, участвовать в политике? Если должна, то в каком качестве, в каких формах? Думаю, вопросов при обсуждении прибавится. Найти бы сообща хоть один ответ…
Добавить материал
- ЭТО ПЯТЫЙ ВАГОН?
- ПРОХОДЯ...
- ПИСЬМА ИЗ АМЕРИКИ. О НЕВОЗМОЖНОМ.
- НА РУИНАХ ЗАСТЫВШЕЙ МУЗЫКИ
- Елена ПЛОТНИКОВА. КЛАВДИЯ.
- ПРОПИШЕТСЯ ЛИ НА ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО «НОВАЯ ДРАМА» В БЕЛГОРОДЕ?
- Егор ШЕВЦОВ . СТИХОТВОРЕНИЯ
- Вита Шафронская. Себя не жаль. 2010
- Единый Государственный Экзамен по русскому языку и литературе как общенациональная проблема
- Сергей ЧИЧЕРИН. Школа для «закомплексованных»
- ПИСЬМА ИЗ АМЕРИКИ
- КУЛЬТУРНЫЙ РАКУРС СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ
- Борис ВИЛЛИС :"В угаре пластмассово-ягодном дышать невозможно"
Комментарии
Если тезисно:
1)Интеллигенция и политика - вещи генетически связанные и в каком-то смысле неразделимые. Это западный интеллектуал может быть "вне политики" (хотя и ему отнюдь не заказано; и примеры очень хорошие есть - от Т. Мора до Ж.-П. Сартра, навскидку). Интеллигенция же, как автохтонное российское явление, изначально ангажирована политически, поскольку ей не все равно, что будет со страной. Если же ей становится все равно - считайте, что интеллигенция умерла.
Поэтому я бы так поставил вопрос: интеллигенция, если она есть, по определению примет участие в политическом действии. Если же не примет, значит, в данном городе (регионе, стране) интеллигенции не осталось.
В Питере, например, сейчас вопрос о принадлежности жителей города к интеллигенции решается довольно просто: если ты вышел на акцию против т.н. "Охта-Центра" - ты интеллигент. Не вышел - не обессудь. Такой вот лакмус, и, надо сказать, почти 100%-но срабатывает.
2) Но, с другой стороны, речь должна идти о политике, под которой понимается реальная попытка властного влияния. Являются ли таковой нынешние выборы, когда "все решено" и надо только поддержать - вопрос риторический. Поэтому у настоящей интеллигенции отношение к ним, говоря словами того же М.А. Булгакова, как к "осетрине второй свежести". Оттенки могут различаться.
Поэтому я думаю, что вопрос "идти ли на выборы" - дело сугубо личного выбора; но он не равнозначен вопросу "участвовать ли в политике". В политике интеллигент, как правило, участвовать будет. Но он проявит изобретательнос ть в формах такого участия - так, чтобы было и нетривиально, и законно, и по возможности эффективно.
Мне кажется, сейчас мы стоим на пороге изобретения каких-то совершенно новых форм политического участия, поскольку из старых ушел сам дух политики. Вполне возможно, что они и станут точкой консолидации новой интеллигенции, как носителя "горизонтальной власти" (у М. Фуко есть интересная мысль, что власть "разлита в обществе"; вот тот, кто научится ее аккумулировать и направлять, станет подлинным политическим субъектом).
С уважением.
Как выражаются в интернетах "Оу, небыдло детектед" ;)
Ей-богу, такие эпитеты не украшают культурного человека. Сами-то не из Рюриковичей, чай, будете.
Насчет современной ситуации - отпишусь позже, есть кой-какие соображения.
Давай, не цепляться к словам и частностям. Но, согласись, что Шариков - это точно не лучший представитель народа. А списал-то его Булгаков с реальных типов, которых видел вокруг. Я только об этом хотел сказать, когда употребил вызвавшие твое возражение термины.
О нынешнем. Почему вообще у интеллигенции осталась эта мания миссионерства? Негоже надстройке выпендриваться и указывать базису, как тому жить. "Культура" в старом понимании кончилась, остался "шоу-бизнес" с "медийными продуктами", призванными удовлетворять платежеспособны й спрос. Как я уже говорил, массовому потребителю потребны достаточно немудрящие аудио-визуальные ощущения, призванные "не побеспокоить мозг". "Чтоб было весело и не надо было думать"(с)АБС. Посему задача "интеллигенции" - осознать свою рыночную нишу, оценить целевую аудиторию и создать продукт, который можно продать. Если "маргинал" хоть как-то платежеспособен , извольте и ему выдать продукт его уровня восприятия. Хотел привести циничную формулировку от Пелевина, но тут обсценная лексика не приветствуется.
Насчет выборов - думаю, вы с политтехнологам и общались. Любой из них может откровенно рассказать, что он на самом деле о "выборах" думает. Вот образец:
"Человек, который искренне верит, что, ставя галочку\крестик на бумажке и кидая означенную бумажку в деревянную\стек лянную коробку – он Делает Выбор и Определяет Будущее – по степени интеллектуально го развития находится на уровне ребенка 2-3 лет.
Ребенок в этом возрасте тоже искренне верит в то, что, если написать письмо д.Морозу, то в ночь с 31 декабря на 1 января он всенепременно принесет заказанный подарок.
1 января ребенок вместо заказанного поезда с вагонами и проч. получает очередного плюшевого слона. Родители, честно глядя ребенку в глаза, объясняют, что ув.д.Мороз что-то там Напутал или у него Не Хватило Средств и ты пы. Ребенок плачет, но продолжает верить.
Так ведет себя и избиратель.
Собственно, поправлюсь – степень интеллектуально го развития выходит на поверку ниже – поскольку у избирателя имеется какой-никакой жизненный опыт, в отличие от.
Именно поэтому врать избирателю, ссать ему в глаза и срать ему в уши, а равно проделывать с ним иные веселые штуки – дело не только душеполезное, но и святое.
Показывая избирателю его истинное место в жизни – улучшаешь карму."
"...интеллигенция почти вся страдает болезнью воли в форме неврастении, раздражительной слабости и т. п., которыя сильно понижают ея трудоспособност ь. Также большая часть интеллигенции страдает всевозможными формами худосочий. Женщины же в интеллигентных классах почти поголовно страдают или малокровием или истерией.
...
Среди интеллигентных классов населения совершенно почти отсутствует и сознание вреда от пьянства, и сознание того, что они и сами алкоголики, так как напиваться временами и выпивать ежедневно несколько рюмок водки или 1—2 бутылки пива никто не считает за пьянство. Развитие неврастении в обществе стоит в тесной связи с его алкоголизацией. Алкоголизм, в значительной степени связанный со страстью к курению и карточной игре, сильно развит среди интеллигенции во всех слоях общества."
Шипов Н.Н. “Алкоголизм и революция”, С.-Петербург, 1908 год.
Правильно Ленин называл этот слой "гнилой интеллигенцией", от них можно ждать только плевков в спину.
А с другой стороны, где-то я вычитал, что предприимчивые люди в мире составляют 4 процента от населения, но они определяют состояние мировой экономики. Мне кажется, то же самое и с политиками.
А "культурные люди" не станут заниматься ни тем, ни другим. Они выше этого.
А вот интересно: сколько процентов от населения составляют "культурные"? И ведь они ж тоже что-то определяют - состояние мировой культуры, например...
А в остальном - подпишусь под словами Ильи Смирнова:
"А что делать людям, принадлежащим к совсем другому, не «политическому» классу? К сожалению, они мало что могут изменить в современной общественной ситуации. У нас был шанс, предоставленный Горбачевым в 1987 году, но мы сами его променяли на чечевичную похлебку в фирменном антикоммунистич еском соусе из буфета свердловского обкома КПСС. Теперь поезд ушел, точка бифуркации пройдена. Но если мы не в силах изменить общественный строй, то можем, по крайней мере, не поддерживать его собственной ложью. Можем не стесняться бедности: ведь не стеснялись ее в 1983 году, когда Гребенщиков с гордостью пел: «Я инженер на сотню рублей, и больше я не получу…». Или нынешнее богатство намного честнее тогдашнего? Можем презирать интеллектуальны х прихлебателей — откормленные физиономии, мелькающие по телеканалам с дежурными речами про гигантские ресурсы свободы. Можем им не поддакивать. Можем не повторять ахинею про «массы», которые якобы «свободно выбрали» себе в духовную пищу убогий, отупляющий суррогат. Можем не покупать детям журнал «Fool girl» (чтобы дети ненароком оттуда что-нибудь не «выбрали»). И сами можем оторваться на некоторое время от чтения Акунина, чтобы зайти на сайт VIVOS VOCO и скачать оттуда пару-тройку хороших научных статей, в том числе по истории. Все это не изменит нашего социального статуса: по отношению к тем, кто проносится мимо нас на большой иномарке за очередной «беспроцентной ссудой», мы останемся людьми второго сорта.
Но мы останемся людьми. "
Как прошли выборы? Не было ли нарушений? Вы остались довольны результатами?
С искренним уважением - Сиргис.
RSS лента комментариев этой записи.