Главная // Студии // Гостиная // ПРОПИШЕТСЯ ЛИ НА ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО «НОВАЯ ДРАМА» В БЕЛГОРОДЕ?
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

На карте России появилась еще одна театральная точка, где ставятся пьесы авторов, которых причисляют к «Новой драме». Это Независимый Молодежный театр «Новая сцена-2», режиссером которого является Оксана Погребняк. Она поставила спектакли по пьесам: «Наташина мечта» автор Ярослава Пулинович, ученица Николая Коляды, «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Выглядки» Вадима Леванова, сейчас ставит пьесу Клима «Театр Медеи». Всех этих авторов относят к «новой драме», поэтому можно сказать, что «Новая драма» появилась в Белгороде. Интересно то, сможет ли авторы «Новой драмы» прописаться на постоянное место жительства в нашем городе Белгороде? Будут ли они интересны зрителю? И чем будут интересны, чем будут трогать зрителя? Матом? Актуальностью социальных проблем? Вовлечением в переживание зрителя? Интересными историями, которые будут вовлекать в действо зрителя? Все эти вопросы остаются открыты, так как само явления «Новое драма» является неоднозначным.

О «Новой драме» говорить трудно. Потому что она разнообразна, и к ней, наверное, можно причислить множество авторов, которые пишут здесь и сейчас. Тем более мало ее кто читал. Я знакома лишь с небольшой частью творчества авторов, которые представляют это драматургическое направление, поэтому мне трудно о нем судить объективно. Я «Новую драму» называю «социальной драмой». Вы спросите: почему? Всё просто, к слову «новой» можно причислить всё то, что новое, то, что возникает сейчас, и чего не было до этого. А, следовательно, все, что создал автор здесь и сейчас в любом жанре и направлении искусства будет новой. Можно создать классическое произведение, которое будет новое, потому что оно будет написано здесь и сейчас, по канонам классического произведения. Вообще слово «новый» не дает никакой характеристики произведению. Поэтому я никогда не принимаю его во внимание. Тем более что все новое, может оказаться хорошо забытое старое. Другое дело «социальная». Почему же «социальная драма»? Наверное, правильно сказать социально-документальная. Потому что авторы «Новой драмы» стремятся раскрывать социальные проблемы, и тяготеют к документальному изложению событий. Поэтому мы можем четко очертить их круг этими словами. Как сказал Кирилл Серебренников о «Новой драме»: «Новая драма быстро исчерпала себя как художественная тенденция. Многие думали, что она самодостаточна и автоматически вызовет к жизни новый театр, но этого не произошло. Сейчас мне абсолютно не важно, поставил режиссер классику или современную пьесу. Есть новый театр и театр вчерашнего дня. У нового театра свои законы и критерии: спектакль находится в тесной связи с окружающим нас миром, заставляет задуматься о социальных проблемах и связан с современным визуальным искусством». (из интервью Кирилла Серебренникова http://www.gzt.ru/topnews/culture/271599.html?from=copiedlink). Для нас важны слова: «У нового театра свои законы и критерии: спектакль находится в тесной связи с окружающим нас миром, заставляет задуматься о социальных проблемах и связан с современным визуальным искусством». То есть действительно для новых авторов, как и для нового театра, важно задуматься о социальных проблемах. Поэтому все пьесы «Новой драмы» перенасыщены социальными проблемами, неблагополучным и девиантными персонажами. В ней легко встретить нецензурную лексику, убийства, пьянство, наркоманию и другие атрибуты неблагополучной нашей жизни. Многие, кто слышал о «Новой драме» воспринимают ее, как плохо написанный текст, где присутствует мат. На сайте фестиваля «Новой драмы» лидер и вдохновитель которого Елена Гремина (сценарист, драматург, руководитель Татра.dок), написано: «Легче и безопаснее считать, что «новая драма» – это там, где матом ругаются, ой, нет, нам не нужна бездуховность! (Что новые драматурги все разные и любой театр мог бы найти именно для себя именно своего автора, легче и безопаснее не верить.)», как бы сразу предупреждая читателя, что «Новая драма» это не только мат, но все же разные авторы.

И они действительно разные. Центрами «Новой драмы» являются такие города, как Москва с театрами: Центр Казанцева, театр «Практика», Театр.doc, Екатеринбург: Коляда- театр, Пермь: театр «У Моста», фестиваль «Новая драма», и, конечно, Тольятти во главе с Вадимом Левановом. Одна из отличительных особенностей «Новой драмы» это читка пьесы. Читка пьесы превратилась в культ, в альтернативу постановки спектаклем, и стала как бы самодостаточным арт-действом.

Между многими авторами есть различие в художественной подаче текста. Для меня все-таки авторы Ярослава Пулинович и Вадим Леванов разные, как и сам театр Коляды и театральная группа Вадима Леванова. Хотя их и можно поставить в один ряд, но между ними есть большая разница. Поэтому трудно говорить обо всех авторах, чего в них больше общего, чем разъединяющего. Каждый автор самобытен. Но, если мы начнем говорить о каждом авторе, то тогда нужно писать несколько статей посвященных им, а не явлению «Новая драма». Наверное, сегодня на слуху такие авторы, как Иван Вырыпаев, братья Дурненковы, братья Пресняковы, Ярослава Пулинович (получившая премию «Дебют» в номинации драматургии), Василий Сигарев, Вадим Леванов, Елена Гремина и др. Все эти авторы ставятся и имеют своего зрителя.

Все они разные, но все-таки есть то, что объединяет их пьесы. Это стремление к документальности и раскрытию социальных проблем. Пьесы просто перенасыщены социальщиной, которую предлагают зрителю. Поэтому в них так много «чернухи», «бытовухи» и мата. Эти претензии и высказываются авторам и пьесам чаще всего. Но мало кто знает о их драматургических особенностях. Наверное, чтобы понять их нужно все-таки брать конкретную пьесу и рассматривать ее. Но это могут делать те, кто владеет законами драматургии и понимает, как по этим законам строится драма. Не думаю, что массовому зрителю это интересно. Их интересует сама история и ее подача. И здесь, конечно, многих такая подача отвращает от такого театра. Многие не хотят слышать мат, видеть бытовуху и чернуху. Но вот почему-то у нас Медея не вызывает отвращение. Хотя она убивает детей. Гамлет убивает отчима, из-за него сходить с ума Офелия. А пьеса «Ромео и Джульетта» вообще о любви несовершеннолетних, где еще присутствует убийство, незаконное бракосочетание. Но мы не горим: «уберите эту социальщину, бытовуху». Все эти события не воспринимаются так, как те события, но в современной драме. Почему так происходит? Неужели только в подаче? Или в нашей привычке, где классические тексты и спектакли мы уже привыкли воспринимать, как что-то ненастоящее, что есть частью театра. А пьесы Мольера, где много намеков на пошлость. Но, вы скажите это же комедия, это же Мольер. А наш великий классик Достоевский, которого сейчас тоже ставят в театрах, например, с произведением, где студент убивает старушку, потом еще ее сестру (или кем она была, уже забыла), которая была беременна. Мало, кто помнит, что Раскольников не только убил старушку. Но это же классик, там же великая духовность. Мне кажется, что мы по-разному воспринимаем современные и классические произведения. Если идет речь об убийстве, то там в классике это же что-то великое, а в современном тексте это простая бытовуха. Не пора ли нам взглянуть на многие тексты современных авторов иначе? Может быть мат это часть духовного пути человека? И нужна понять куда идет герой, что с ним происходит? Почему он говорит матом, а не художественным русским языком? Ведь, чаще всего мы сами так говорим? Может быть, мы просто не хотим видеть себя на сцене? Конечно, социальные проблемы лучше высвечивать через сатиру и комедию. Тогда зритель будет смеяться и у него не будет отвращения. Это знал Мольер, но видимо, другое мнение придерживаются авторы «Новой драмы». Они с маниакальной одержимостью стараются делать так «как в жизни». И это, наверное, и убивает их тексты и спектакли. Делает их неинтересными. Так как жизни и так хватает этой. А где же преображение героя, его внутреннее изменение? Часто герои в этих пьесах, каким были, такие и есть. Даже трудно определить их характер. Но все же это относится не ко всем авторам. На мой взгляд, Ярослава Пулинович ярко описывает характер своих героев. Но это мой взгляд. Наверное, чтобы разобраться в «Новой драме» нужно время. И время все расставит на свои места.

В журналистике есть такое выражение «индекс цитируемости». И вот он, на мой взгляд, очень интересен. Так как определяет направление движения. Этот термин можно применить и к «Новой драме», то есть каких авторов ставят чаще. И отсюда понять, почему именно они притягивают к себе. Возможно, мы можем понять это по тем авторам, которые сейчас ставит режиссер Оксана Погребняк. Говоря о пьесах этих авторов, попытаться понять их художественное достоинство, их духовную сущность. Есть ли в них то, что можно назвать действительно драматургией, литературой? Поэтому мы можем обсудить хотя бы этих авторов, которые стали известны здесь и сейчас, о которых услышал белгородский зритель. И отсюда сделать выводы, может ли «новая драма» прописаться в нашем городе, будет ли она интересна и нужна белгородскому зрителю? Действительно ли есть необходимость в таких пьесах, и что действительно переживает зритель, приходя на авторов «Новой драмы»?

 

Ксения  ИВАНОВА

Добавить материал


Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:

 

Комментарии  

 
0 # RE: ПРОПИШЕТСЯ ЛИ НА ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО «НОВАЯ ДРАМА» В БЕЛГОРОДЕ? 28.12.2010 16:14
О чем я думаю? Да, о том, что все у нас хорошо понимают в спорте, политике, медицине, искусстве, только профессионалов мало. Вы говорили о спектаклях Погребняк, и я не уверена, что кто-то, что-то понимал (за исключением, пожалуй, Татьяны Лапинской. Думаю, что повод для разговора стало во все не желание понять сущность "Новой драмы", концепцию этого театра в лице театра "Новая сцена 2", а желание поучаствовать в разговоре. Не сам театр стал раздрожителем, а фигура режисссера, которая вылезла. Вот, она вылезла, и жизнь стала веселее. Теперь есть над кем постибаться, указать ему его место на коврике. Иначе, здесь бы появились комментарии. Конечно, могу предположить, что все до сих пор усердно изучают "новую драму". Что-то даже студент БелГИКИ, увлеченный процессами современного театра, так опирающийся на авторитет Станиславского, ничего не ответил. Наверное, занят изучением. Теперь каждый будет заниматься своим делом, вы писать, а она ставить. Только не понятно, зачем было поднимать шум, если не было желания понять?
 
 
+1 # Театр не для всехВиталий Волобуев 28.12.2010 21:54
Я тоже удивился, что никто не решился написать о новой драме. Наверно потому, что тут уже нужны театральные, специфические знания, а таких специалистов у нас не так много. Когда говорили о конкретных спектаклях, спорили о том, что всем понятно - допустим ли мат, хороши ли действия актеров на сцене, понятен ли текст, хорошо или плохо впечатление, полученное от просмотра. То есть был разговор зрителей, пришедших на спектакль. Но к специальному разговору о современной драматургии такие зрители вряд ли готовы. Мы можем обсуждать машину, на которой нас провезли, но вряд ли станем обсуждать тонкости её конструкции или особенности системы охлаждения. Вот в чём, мне кажется причина отсутствия комментариев к этой статье. Никто не хочет выглядеть дураком. Я тоже )))
 
 
0 # Зритель всегда правВладимир Бабин 29.12.2010 01:31
Если говорить откровенно, фигура режиссера "НС-2" сама по себе лично меня никак не интересует. Молодая, энергичная девушка, всеми силами стремится обратить на себя внимание хоть чем-нибудь - что тут интересного? Потому категорически не соглашусь с такой постановкой вопроса, что мы здесь якобы подняли шум с целью усадить Погребняк на коврик, либо куда-то еще. Ни в коем случае! Я говорил об этом в комментах к отклику студента "кулька" на "Кислород" и сечас повторю: у меня нет ни малейших возражений по поводу того, что Погребняк, а хоть и кто иной, будет ставить в Белгороде "новую драму". Но я решительно настаиваю на том, что мы - все вместе и каждый в отдельности - имеем полное право высказать своё мнение относительно того, что происходит в нашем городе. Включая постановки пьес так называемой "НД" под руководством упомянутой режиссерши. С порога отметаю нелепые упреки "знатоков", что мы-де, рядовые зрители, в том не понимаем чего-то, а где-то есть какие-то "профессионалы", разбирающиеся в этой галиматье лучше. Чушь! Как покупатель всегда прав,так всегда и абсолютно прав зритель, который поднимается и уходит с представления, если ему не интересно.
Но замечание уважаемой Ксении Ивановой правильное, я его принимаю. Жаль, что никого пока не привлек разговор о новой драме, как явлении в драматургии,как феномене, если говорить о воплощении на сцене того, что написано создателями "НД". Обещаю: на зимних "каникулах" найти время и высказать ряд соображений. А сейчас просто жутко некогда - переезжаем в новое помещение, завершаем год - куча работы, просто завал.
 
 
+1 # RE: ПРОПИШЕТСЯ ЛИ НА ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО «НОВАЯ ДРАМА» В БЕЛГОРОДЕ? 14.02.2011 17:04
БЕЛГОРОДСКАЯ ЛЯРВА

Искусство - это попытка поправить Творца. Не случайно в корне слова лежит соблазн - искус- а он, как известно, проистекает от лукавого.
Но одно дело, когда искус одолевает людей талантливых . Они даже искушаемые делают человека лучше. Так возникла гениальная музыка и вдохновляющая живопись.
И совсем другое дело, когда искус одолевает людьми без кругорзора, с низменными позывами души. Тогда на свет являются амбициозные театралы и какафонисты кастрюльного звучания с непременно скандальным требованием считать себя гениями.Тогда со сцены глядят на нас не маски, а пялятся образины из тех, что на руси назывались лярвами.
Тогда является изумленной публике подвижное пугало под названием "Новой сцены 2" не чего нибудь, а самого института культуры!
И не просто является, как черт из коробки, а со скандлом, громогласно пытается утвердить себя на сцене законодателем театральной жизни, и уже на потрале "Литературная Белгородчина" его режиссер Оксана Погребняк выдается за воодушевленную зажигательницу современного театрального искусства.

Ей бы назад оглянуться. Было, уже было. Не чета ей режиссер Мейерхольд уже пытался "по новому прочесть Гоголя". Обернулось это откровенным издевательством над классикой. Ну - никак живые люди русской литературы не хотели становиться куклами пролетарской биомеханики.

Нельзя прочесть Гоголя иначе, чем он написал.Или читающий не умеет читать.
Можно найти для таких новшеств плохую литературу.
Можно на ее основе ставить спектакли.
Но от плохого семени не может быть хорошего племени.

По наивности я заглянул на спектакль "Кислород" этой "Новой сцены-2". Признаться, через несколько минут пришла мысль о противогазе. Ибо мерзость и удушье от происходящего выталкивали нормальных людей за двери одного за другим.

Не стану вдаваться в подробности спектакля. Я только уже на улице подумал :
"И эти люди считают себя русскими актерами? Это - игра?"

Это - выпендреж. Это выворачиваение на публику кишок.
Это не просто делает людей хуже.
Оно убивает в человеке человека.

И было бы просто объяснить все юношеским максимализмом устроителей и участников спектакля. Все хуже и безнадежнее.
Все это - продолжение нынешней государственной политики на уничтожение национальной культуры. Я нынче открыл "Новый регон - Екатеринбург" с причитаниями по поводу возмущения белгородской театральной общественности откровенными безобразиям "Новой сцены 2". Привожу дословно "(В Белгороде) теперь разрешается лишь позитив..., без грубостей, без мата" - печально констатируют белгородские театралы".

Так вот чего не хватает белгородским театралам ! Все просто - дайте им грубостей и мата. Ибо мат новые мейрхольды объявляют " явлением культуры,частью духовного пути человека".

Позвольте не согласиться. Мат - это крайнее проявление бескультурия, духовный тупик творческого процесса. Творчество и мат несовместимы.

Вы не задумывались о наличии в русской культуре такой формулы - "Литература и искусство"? Почему русский язык вывел писателей за пределы искусства?

Да именно потому, что они - соТворцы. И никакого искуса!
Художник, театрал, композитор, факир - все могут быть людьми искусства.
Настоящий писатель - никогда! Он - гарант миропорядка. Он чист и праведен, как Творец.

И если вы находите в книге мат и прочие непортебства - ее сочинил не писатель. Такая книга - от искуса,от лукавого, и ничего общего с литературой в ней нет.

И если вы берете такую пьесу, как "Кислород", или "Дети Розенталя" - обязаны знать, что к настоящей культуре это не имеет никакого отношения. Ее сочинили не писатели.

Повторюсь - это выпендреж.

Но выпендреж, очень точно вписанный в картину разрушения человека. Вкупе с нынешним телевидением, такие театры пасуют лишь при соприкосновение м с настоящим искусством. Увещевать и взывать к здравому смыслу таких театралов бессмысленно, ибо они уже "вкусили" денег и славы от лукавого.

А знаете , чем проверяются такие новаторы?
Все просто. На поверку они не способны выстроить и сыграть простенькой сцены из Чехова так, как это написал Чехов.

Попросите Оксану Погребняк поставить в своем театре хотя бы "Историю лошади".

У нее не получится. Антон Павлович не матерится. И - о ужас! - в пьесе нет никакой грубости.
Куда ему до Вырыпаева...
 
 
0 # RE: RE: ПРОПИШЕТСЯ ЛИ НА ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО «НОВАЯ ДРАМА» В БЕЛГОРОДЕ?Владимир Бабин 17.02.2011 10:17
Цитирую В. Калуцкий:
На поверку они не способны выстроить и сыграть простенькой сцены из Чехова так, как это написал Чехов.
Антон Павлович не матерится. И - о ужас! - в пьесе нет никакой грубости.
Куда ему до Вырыпаева...

Резко, Устиныч! Но согласен почти со всем.И подметил верно: вся эта "новая" драма - никакая не драма, во-первых, ибо ничего там драматического, а сплошной набор слов. И потом, ты правильно говоришь, когда играть собственно нечего , на первый план выходит режиссерский выпендреж, представляющий собой перепевы сто раз перепетого. Было всё, было, да только разве им, молодым, досуг хотя бы историю театра посмотреть?
Чтобы Чехова поставить и сыграть, надо очень напрягаться, а тут - верхушки, пену негатива поснимали, вместо психологии один эпатаж - вот тебе и "новая драма". Пособирали на театральной барахолке старье и выдают за новшество. Смешно, право...
Собираюсь сходить сегодня на "Луну и трансформер". Хотя не уверен, что пустят. Там по телефону запись , а номер не отвечает. Они уже не первый раз так: зовут только фанатов,поклонн иков, кто визжит от восторга, а критику там не переносят на дух. Но попробую прорваться и принять участие в обсуждении пьесы. Автор, говорят, приехал аж с Урала с группой поддержки. Ну, всё, держись ,культурная Белгородчина! !
 
 
0 # RE: ПРОПИШЕТСЯ ЛИ НА ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО «НОВАЯ ДРАМА» В БЕЛГОРОДЕ? 17.02.2011 16:19
PANEM ET CIRCENSES
или
НЕВЕЖЕСТВА И МАТА.

Думаю, что в культурном процессе одинаково важны и авангард, и реазизм, и ретроградство. Суть не в названии.
Василий Андреевич Жуковский писал, что чтобы мы ни придумали, ни написали, ни поставили на сцене - все это перепев уже бывавшего. Каждый день способен творить только Бог. И вот тот, кто поймает момент сотворения нового и донесет его людям - и есть человек новой формы и нового слова. А уж в каком из жанров он это преподнесет - не суть важно.

Но что же есть новая Божья искра в так называем "новом театре"? Мат и грязь явно не есть новые способы выражения Божьей мысли. Кривляние, рваные костюмы? Неверный свет и дикие звуки? Так это было всегда.
Не смешите добрых людей...

Все дело в том, что неудачникам очень хочется выпятиться, покрасоваться в сиянии софитов. Слава любой ценой. А поскольку обратить на себя внимание добрыми делами, знаниями очень трудно даже талантливым людям, то жаждущие славы идут другим путем. Не случайно в русском языке и к подвигу, и к преступлению приставляют один и тот же глагол : "совершил". И у неподготовленны х людей стирается грань между добродетелью и злодейством. Им кажется равно допустимым достигать известности любым путем. Если дурная игра в дрянном спектакле сделает тебя притчей во языцех - даешь дурной спектакль!
То, что актеры "новой сцены
( безотносительно к Белгороду)" варятся в котле из пороков и пытаются выплеснуть это варево на зрителей, опасно уже тем, что молодой зритель принимает яд за Божью росу. И когда власть пытается прикрыть публику хротя бы бумажным покрывалом запрета - я за такую власть. Иначе как не обвариться?

Мы теперь, увы, пожинаем плоды той политики, что прививается каждодневно этой же властью. Она и доныне втюхивает нам химерное слово "толерантность" как руководство к жизни. Вот и сели на нашу шею провозвестник порока, свесив ноги.Терпи, русский человек! Не государство ли поощряет соресовские гранды, от чьих сосцов напились вырыпаевы и прочие коляды?
Я понимаю, что в нынешних условиях русской культуре не устоять. Как бы мы ни трепыхались, а "новые сцены" имеют оглушительную поддержку прессы и критики. Не случайно в Писании Дьявол прельщал Христа: "Тебе дам ... славу ..., ИБО ОНА ПЕРЕДАНА МНЕ, И Я, КОМУ ХОЧУ, ДАЮ ЕЕ (Лк.4.6)".
Так что слава - дело скользкое, и когда попавшие под ее сияние начинают слепить вас, помните отца этой славы.
 

У Вас недостаточно прав для публикации комментария