Владимир КРАЙНЕВ. Альманах "Белые кручи" № 4
В ПОИСКАХ ИСТИНЫ, ИЛИ МЯТУЩАЯСЯ ДУША ДУШКИ
Автор: Владимир КРАЙНЕВ
Почти одновременно в редакцию альманаха «Белые кручи» пришли этот отзыв на новый роман писателя Николая Душки и трагическая весть о его кончине.
Владимир КРАЙНЕВ
В ПОИСКАХ ИСТИНЫ,
ИЛИ МЯТУЩАЯСЯ ДУША ДУШКИ
ЭПИГРАФ
И внутри него - человека - что-то развернулось, огромные пространства открылись там. И хотелось заполнить их чем-то таким, чем-то настоящим. Но где оно, это настоящее?! Где найти того, кто поможет? Этот тот был вроде и человек, а может и не совсем человек. Но кто бы он ни был, это была живая душа. И мальчик, не задумываясь, отдал бы всего себя этой душе. Только бы разыскать её, его, того... Но где он и кто он?! Учитель, наставник, герой? А может быть, Бог?
И он начал искать его в потемках, а, может, и в полной темноте. Телесного или без, он разыщет его. Ему откроется.
Николай Душка «Причина ночи»
Сорок лет спустя Прочитал я «Мастер и Маргарита» Булгакова через два года после выхода её во «вражьем» мюнхенском издании «Посев» в 1970 г. Мой приятель, каким-то образом ставший обладателем литературного шедевра, долго обещал дать прочесть «Мастера и Маргариту», но всё тянул и тянул чего-то. Наконец, поставив условие читать книгу у него дома («Антисоветская», - с загадочной таинственностью произнес он), дал мне сроку три дня: вечером сразу после работы в пятницу и в выходные: субботу и воскресенье. Но я как сел в уголочке на кухне с книгой в руках при свете настольной лампы, так и не смог до субботнего утра оторваться от чтения. Прочитал «Мастера и Маргариту» одним духом, в один присест. Несмотря на драматические, даже трагические события, проза Булгакова изобиловала такими комическими эпизодами, что сначала я заулыбался, потом засмеялся, а затем хохотал до слез. Когда приятель и его жена пришли на кухню завтракать, спросил его: - И что же ты нашел в «Мастере и Маргарите» антисоветского? Обыкновенная критика чиновников, нашей бытовой действительности, безалаберности. Вот Гоголь в «Ревизоре» так хлестко высмеял чинуш, что его произведение увидело свет только после благословения на то самого царя Николая Первого. К чему нужна была тебе эта конспирация? - Издана книга не у нас, а за рубежом, - ответил он. - А за распространение запрещенной литературы есть уголовная статья. Увидел бы тебя кто-нибудь из «доброжелателей» с этой книгой в руках, звякнул бы куда надо, и сотрудники конторы, с которой я не хочу иметь никаких столкновений, меня как владельца этой книги могли бы запросто отправить в Магадан. Его хоть и называют Солнечным, но уж лучше летом греться дома на даче у костра, чем зимой в Магадане на солнце. И вот сорок лет спустя мне повезло прочитать роман Николая Душки «Причина ночи», напечатанный в красноярском журнале «День и ночь». А где же, как не в журнале «День и ночь» мог быть опубликован роман с таким созвучным названием - «Причина ночи». Это не просто совпадение, а судьба. Памятуя свой предыдущий опыт, спросил: - На какое время я могу рассчитывать для прочтения «Причины ночи»? У меня есть в запасе хотя бы три дня? - Не надо торопиться. Читать прозу Николая Душки надо вдумчиво. Это не бульварное чтиво, а проза очень высокого уровня, и, возможно, для кого-то читать роман «Причина ночи» покажется трудным делом. Некоторые, а такие случаи уже были, не смогли дочитать произведение до конца. Не все понимали философию романа. Несмотря на такое «грозное» предупреждение, история чтения «Причины ночи» полностью совпала с чтением мной когда-то запрещенной книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Сначала я заулыбался, читая фантасмагорические строки Душки, потом засмеялся, а потом захохотал до слез. Небрежно смахнув слезинку со щеки, да так, что соленая влага коснулась моих губ, я вдруг почувствовал еще и горечь. Ведь у меня не только был радостный смех до слез, но и горестный смех сквозь слезы. Читая взахлеб роман Душки «Причина ночи», последнего смеха сквозь слезы я сразу и не ощутил. Горечь не только во рту, а и на душе возникла потом, после осмысления романа. Как и «Мастера и Маргариту» Булгакова, я перечитал несколько раз «Причину ночи» Душки. Этого мне показалось мало, и я стал изучать, исследовать блистательную прозу Николая Николаевича по главам, по абзацам, построчно, по фразам, вникая в его каждое слово. Трио (три «О») Гончарова и тройное направление тематического вектора творчества Душки
Три самых крупных и тематически объединенных одной идеей произведения Гончарова начинаются на букву «О»: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»... Названия, выставленные в ряд, открывают для читателя и смысл задуманного автором. Обыкновенная история молодого человека Обломова, который мечтает добиться своим умом, энергией, успеха в обществе, заканчивается плачевно. Фамилия Обломов из-за лени, пассивности её носителя стала нарицательной для всех российских мещанских обывателей, предпочитающих мечтать лежа на диване об успехе, не шевеля пальцем, чтобы добиться его. И все эти мечтания приведут их к одному концу - обрыву. Под лежачий камень вода не течет. Читать полностью Добавить комментарий
|