АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ
ДОБРЫЕ СТРУНЫ
Источник: журнал «Наш современник», 1971
На первый взгляд, мир образов Михалёва может показаться ограниченным. Но тут невольно вспоминаешь чей-то совет художнику: смотри на «обыкновенный» камень, пока не увидишь, не откроешь в нем нечто, чего никто не видит, — и тогда пиши. Так и Михалёв — о банальнейшем жаворонке создает миниатюру, которая говорит о высоком умении поэта за очевидным, внешним разглядеть сокровенное, главное:
Гнездо вверх дном,
Птенцы запаханы!..
Вспорхнул и канул в небосвод,
Надрывно охает и ахает.
А люди думают —
Поёт!
В. Михалев в большинстве случаев успешно избегает греха описательного созерцания. Глубокая мысль может (и должна) содержаться и в подтексте самой что ни на есть «пейзажной» лирики. Даже не искушенному в философии читателю ясен второй, человеческий, смысл михалёвских «Листьев»:
Листья осенние бродят в рассеянье,
Лаской вчерашней и зноем пропахшие,
Тычутся в травах,
Ищут, опавшие,
Кровные зори лета пропавшего:
В недоумении листья осенние...
Многие найдут за этими музыкальными строками соответствие своему настроению. Истинная, неоднозначная поэзия способна будить самые запрятанные добрые струны в человеке, о которых и сам-то он порой не подозревает.
А в ином стихотворении, казалось бы, имеются все приметы действенной, активной позиции автора: и речь идёт о труде, и современная техника фигурирует. Стихи же созерцательны, поскольку нет поэтического открытия, а есть риторика, внешние черты «социальности». Можно встретить такие стихи и у Михалева:
На шкворне спаренные сани —
«ДТ» натужного союз.
И в полушубках эти парни,
И этот урожайный груз...
Услышишь у В. Михалёва и слишком идиллические нотки в изображении нынешней деревни.
Но для автора такие строки не характерны. И о труде {едва ли не одна из самых трудных поэтических тем!) он умеет писать свежо, по-своему раскрывая и прекрасное в работе, и работу как главный путь к прекрасному. Тут можно бы процитировать многие строчки, посвященные деревенской страде:
Под ногой отава тает,
Повторённая трава...
Подбирай, пора крутая,
Выше локтя рукава1
Только человек, для которого все это — жизнь, а не «материал для стихов», мог без тени сентиментальности написать о трактористе, растроганном встречей с первым подснежником; о бедовой, сомкнувшейся толпе цветущих подсолнухов, приветливо машущих землепашцу; о том, что к страдному вечеру «излишним ворохом соломы горят в закате облака»; и как «пахнет пашня дымным караваем, надвое разрезана тропинкой»; и как бредили о туче поля, «от зноя изнывая»:
Она пришла
Как бы с повинной,
Без молний, тихо пролилась.
И пили взгорья и долины,
Хлеба захлебывались всласть.
Поэтический смысл исконного и по-нынешнему машинизированного деревенского труда Михалёв раскрывает изнутри, убедительно, без тени декларативности.
Поэтика его «вырастает» прежде всего из сельской традиции, сельской природы.
Но было бы неверно сводить литературную работу Михалева к одной «деревенской» теме. Он обращается к истории и, кстати сказать, создает удивительно живую, тончайшую стилизацию, названную им «Старинная песня». Он, конечно же, пишет о любви, — это стихи светлые, целомудренные, порой пронизанные светлой, чуждой надрывности грустью... Подкупает высокое, неизменно уважительное отношение поэта к женщине, особенно проникновенно звучит возвращающий мотив материнства.
Хороший поэт вырос на белгородской земле.
Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2011
______________________________________________________________________________
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Компания "Алюминиевые фермы" предоставляет в аренду практически любые разборные сценические конструкции. Нужна разборная сцена - всегда пожалуйста. Выходим на сайт http://www.alutruss.ru и подбираем, что нужно.
____________________________________________________________________________