Юлия Садовникова. Особенности поэтики В. В. Михалёва. 2007
ЮЛИЯ САДОВНИКОВА
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ В. В. МИХАЛЁВА
Источник: Журнал «Звонница» № 10, Белгород, 2008, стр. 299-308
Федеральная целевая научно-образовательная программа всестороннего творческого развития, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Меня оценят в XXI веке»
Тема: «Особенности поэтики В.В. Михалёва»
Автор работы: Садовникова Юлия Вячеславовна
Место выполнения работы:
МОУ «Гимназия № 22 г. Белгорода», 10 «Б» класс
Научный руководитель:
Гальченко Елена Валерьевна,
кандидат филологических наук
Юлия Садовникова единственная в номинации «Литературоведение» получила Диплом лауреата Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодых ученых «Меня оценят в XXI веке».
ВВЕДЕНИЕ
Наша белгородская земля подарила немало талантливых людей. Моя научно-исследовательская работа посвящена анализу творчества одного из выдающихся деятелей Белгородчины — Владимира Васильевича Михалёва. Мне импонирует доброта, честность, искренность поэта и его лирики, отсутствие штампов и оригинальность сравнений. Мне показалось очень интересным то, как трепетно автор пишет о природе, являющейся для него неотъемлемой частью жизни.
Актуальность работы связана с тем, что сегодня, в век всемирной глобализации, падения нравственности и морали особенно важно напомнить людям о том, что нас объединяет, кормит и дарит радость, — о родной земле. Научная новизна исследования определяется тем, что в работе рассматривается творчество поэта, до этого времени широко не освещенное. В прессе за последние пятьдесят лет я обнаружила преимущественно небольшие заметки в местных газетах и журналах, поэтому считаю, что просто необходимо продолжить более кропотливое изучение творчества В. Михалёва.
В качестве объекта исследования в данной работе выступают отдельные стихотворения поэта; предметом изучения являются особенности образной системы и поэтики В. Михалёва, а также семантические, словообразовательные и другие особенности лирики автора.
Общая цель работы заключается в исследовании творчества Владимира Васильевича Михалёва. Цель определяет решение следующих задач: 1) проанализировать стихотворения поэта; 2) выявить особенности поэтики В. Михалёва; 3) сделать выводы и наметить перспективы дальнейшей работы.
Основными методами исследования являются описательный и сопоставительный методы, метод анализа и синтеза.
Я выбрала данную тему, потому что считаю, что каждый житель Белгородчины должен знать своих выдающихся земляков. Проделанная работа помогла мне понять красоту моей малой родины, присмотреться внимательнее ко всем милым сердцу истинного патриота мелочам, научила уважать труд на родной земле. Я думаю, что результаты моего исследования внесут определённый вклад в развитие белгородского литературоведения и краеведения, а также будут полезны тем, кому небезразлична судьба нашей земли и кто хочет оставить свой след в её летописи.
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ В. МИХАЛЁВА
Владимир Васильевич Михалёв родился в 1928 году в селе Терехово Старооскольского района Белгородской области в крестьянской семье. Он работал в Старом Осколе на восстановлении механического завода, на торфоразработках. Вернувшись в Терехово, стал работать пастухом. В этом селе он жил до самых последних дней.
Постоянное общение с природой пробудило у Владимира Михалёва тягу к поэзии. Это поэт самобытного, светлого таланта.
Первые стихи Владимира Васильевича были опубликованы в 1954 году. Вскоре один за другим на Белгородчине выходят поэтические сборники — «Земля моя» (1962), «Хлебоцветие» (1964), «Свет-берёза» (1965).
От книги к книге креп и мужал талант поэта, росло его поэтическое мастерство. Владимир Михалёв окончил высшие литературные курсы в Москве. В 1970 году вышел новый сборник стихов «Оклик» — первая книга В. В. Михалёва, изданная в Москве. В 1976 году в издательстве «Молодая гвардия» опубликовали сборник «Радость», а в 1983 году в «Советской России» — «Вешний свет». В 1989 году поэт порадовал своих читателей новым сборником стихов «Поклон».
С 1966 года Владимир Васильевич Михалёв — член Союза писателей СССР. В 1986 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» [2, 73-77; 6, 208; 10].
Владимир Михалёв еще в самом начале своего творческого пути в одном из стихотворений так сформулировал свое творческое кредо: «Учусь — у чувств».
Действительно, лучшие стихи поэта убеждают в богатстве внутреннего мира автора. Строки пронизаны самыми искренними чувствами:
Лось осинку теребит спросонку,
Глубь сырая лесополосы…
Колкие, пытливые сосёнки, —
Красные колени от росы.
(«Лось осинку теребит спросонку …», 1972)
Сразу представляется раннее утро, лес в дымке, крупный план лося, мирно теребящего ветку. Михалёв использует для создания своих образов разговорные формы (спросонку), уменьшительно-ласкательные суффиксы (сосёнки, осинка). Он олицетворяет сосны, сравнивая их с детьми, наделяя их и соответствующими качествами: пытливостью, любознательностью. Так, например, под «красными коленями» автор подразумевает стволы деревьев. Поэт с поистине ребяческой наивностью и простодушием описывает происходящее, открывая нам то, что может быть недоступным взгляду обычного человека. Он не использует общих «избитых» фраз, штампов, не следует общепринятым канонам.
Чувствуется чёткий и одновременно гибкий ритм, прослеживается яркая аллитерация — повторяющийся звук [с]: «лось осинку теребит спросонку». Детали показаны очень искусно, нет ничего лишнего, всё на своем месте. Утро представляется свежим, каким-то невинным, лось — большим и добрым, сосны — невысокими, молоденькими и игривыми. Все образы яркие, индивидуальные, направленные на единую цель — создание гармоничной картины, и стихотворение лаконично, как набросок художника.
Вообще, как отмечают исследователи [9, 34], деталь в стихах Михалёва не просто точна, выверена, а словно согрета изнутри, тепла. Сосенки в процитированном отрывке «колкие, пытливые», с «красными коленями»; в другом стихотворении у рябинок «тонкие проглядывают локти», а крона берёзок сравнивается с «фонтанами острыми». С этими оригинальными сравнениями всё вокруг обретает душу, а природа оживает и становится ещё ближе и родней.
Я думаю, именно привязанность к земле позволяет Владимиру Васильевичу говорить о ней самыми искренними и точными словами. Известный белгородский поэт Игорь Чернухин называет образы, созданные Михалёвым, органичными и необыкновенно обаятельными. В 1962 году о первом сборнике стихов Михалёва он пишет: «Влюблённый в свою Белгородчину, поэт назвал её [первую книгу стихов] «Земля моя». Всё волнует поэта на этой земле: и синие весенние ветры, и «щемящий крик» журавлей, и «простоволосые» берёзки, и «густые травы в росах», … и майские сады Корочи, и буровые вышки Яковлево» [14, 4].
Не могу не согласиться со словами И. Чернухина. Вот, например, одно из первых и лучших стихотворений поэта:
Земля навеки дорогая,
Ржаные, тёплые края…
Кого из смертных не пугает
Глухой удел небытия
И мига первого безмолвие…
Но так бы крылья я сложил,
Как дуб крутой, сраженный молнией, —
Чтоб гром гремел и ливень лил.
(«Земля навеки дорогая...»)
В этих мужественных стихах утверждается любовь к земле — матери всего живого. Нежные, добрые эпитеты «(земля) дорогая», «теплые (края)» создают образ малой родины, удивительно ласковый и вечный. Ради этой любви к земле стоит жить, творить, трудиться. И, как утверждает поэт, не страшно «крылья сложить» в назначенный час, чтобы навеки соединиться с землей.
В произведениях нет фальши, в них — голос самой природы:
Опять в руках пастуший посох —
Никак иначе не могу,
Люблю стрекающие росы
И пляску красок на лугу.
(«Опять в руках пастуший посох…», 1958)
Всего четыре строчки, а какой образ создает поэт! Эпитеты («стрекающие росы»), метафоры («пляска красок») насыщают отрывок жизнью, понятной простому человеку. По мысли В. Михалёва, только в единстве с природой можно найти гармонию чувств. Такие яркие детали, как летний луг с вихрем красок и запахов, находят отклик в сердце каждого.
Неудивительно, что, получив литературное образование и продолжая работать над новыми стихотворениями, Михалёв не бросил своей удивительной и редкой сегодня профессии — Владимир Васильевич долгие годы был пастухом. Имея возможность большую часть времени проводить наедине с природой, он научился замечать мельчайшие, невидимые другим детали её первозданной красоты и смог передать увиденное в своих стихах. Об этом же говорит А. Васильева: по её словам, «… большинство стихов Михалёва родилось в часы, когда он бродил с колхозным стадом по зеленым лугам Приосколья» [4, 3].
Спешу на выпас до рассвета
И трезво думаю о том,
Что в мире стоит быть поэтом
И даже просто пастухом.
(«Спешу на выпас до рассвета…»)
Одной из особенностей поэзии Михалёва является и то, что он умеет удивительно лаконично передавать настроение души.
Светлою радостью радуюсь.
Лад на душе и уют.
Словно за милую сватаюсь —
И за меня отдают.
Так мне все любо и дорого!
Кстати, и сам на виду…
Будто с хорошею под руку
Лугом несмятым бреду.
(«Радость» , 1973)
И снова в стихотворении звучит мотив родной земли. Именно с родиной у поэта связаны «светлая радость», «лад и уют». Михалёв сравнивает природу с женщиной, и отношение автора к ней — как к любимой девушке. Тепло и трепет стиху придают сравнения, яркие тропы: «оттаявшая земля», «доброе настроение», «несмятый луг». Ни одной тёмной или негативной ноты! Так автор передаёт тесную связь природы и человека; одушевление окружающего мира радостью отзывается в его сердце. Ему с природой так же хорошо, как и в родном доме, с близким и любимым человеком. Как говорит Владимир Гордейчев в предисловии к сборнику стихотворений В. Михалёва «Радость», «…счастливейшим образом в стихах своих он — поэт по призванию!» [5, 7].
Одно из моих самых любимых произведений Михалёва — «Берёза». Проанализировав стихотворения поэта, я пришла к выводу о том, что Владимир Васильевич из всех растений и деревьев больше всего любит именно березу, её поэт упоминает во многих своих стихах [См. Приложение 1]. Для него берёза — не только символ русской природы, но и всей нашей Родины, аллегория чистоты, сердечности, красоты души русского народа:
Я поклонюсь берёзе белой —
Спрошу родную, как дела?
Ты так зимой заиндевела,
Что даже в май не отошла!
Бывало, зоренькою росной
Я пастушком за рощей дрог.
Дышал на изморозь берёзы
И отогреть ничуть не мог…
Лупили грозы, гнули вьюги,
Досталось всякого-всего.
Крылом одним летишь над лугом,
Другим — у сердца моего!..
(«Берёза», 1979)
И сразу вспоминается есенинское:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…
( С.А. Есенин, «Берёза», 1913)
Действительно, мало кто из поэтов уделял столько внимания и отдавал столько любви русской берёзке, как Сергей Есенин [См. Приложение 2]. И здесь Михалёв — явный преемник Есенина: так схожи образы, отношение авторов к этому образу-символу.
Для Михалёва берёза — сестра, подруга, с которой он вместе вырос, которой можно доверить свои тайны, поделиться самым сокровенным, спросить совета. Есенин часто сравнивает берёзу с девушкой-невестой:
Подружка верная —
Берёзка белая,
И над тобой ветра,
И надо мной!
(В. Михалёв, «Песня», 1974)
Девушки-берёзки!..
Их не любить лишь может тот,
Кто даже в ласковом подростке
Предугадать не может плод.
(С.Есенин, «Письмо к сестре», 1925)
Под берёзкою-невестой,
За сухим посошником…
(С. Есенин, «Микола», 1914)
…Там берёзка светится:
Светится-невестится
На разливе месяца.
(В. Михалёв, «На разливе месяца», 1975)
У обоих авторов берёза одушевлена, наделена качествами живого человека: «загляделась в пруд», «осыпает перстни с рук берёз», «в май не отошла», «принакрылась снегом». Образ дополняется эпитетами «белая», «родная», сравнениями: кисти — бахрома, крона — сарафан. И даже такая деталь, как косы берёз, — общая:
Травы сверкающий покров,
Берёз неприбранные косы.
Земли родной и плоть, и кровь —
Обрывы, борозды и росы.
(В.Михалёв, «Травы сверкающий покров...», 1968)
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан
(С.Есенин, «Ты запой мне ту песню...», 1925)
Все, что связано с берёзой, в стихах и Владимира Михалёва, и Сергея Есенина наполнено, пронизано светом, любовью; в описании преобладают теплые и светлые тона. Читая, например, следующие строки, невозможно не улыбнуться и не начать любить родную природу так же, как любил ее поэт:
Прохожу у дома —
Там берёзка светится…
(В.Михалёв, «На разливе месяца», 1975)
И качают ветра по полям
И студят у просек
высокий берёзовый свет,
Свет мой ясный ребяческих лет…
(В.Михалёв, «Березовый свет», 1981)
Вообще слово «свет» в поэзии Михалёва — синоним исповедальности, чистоты, искренности, доверительности [9, 33]. Это слово звучит постоянно, представленное целой тематической группой: солнце, молния, огонь, сполох. Однако данное изобилие не воспринимается как излишество, потому что и стихи словно излучают свет — мягкий, неизменчивый, теплый свет любви к Родине, к родному полю и лугу, их неброской красоте:
Свет на иголочке сосновой
И сквозь кору — смола, как мед…
(«Лес», 1973)
Льётся солнце по травам и веткам,
Нахлобучил подсолнечник кепку;
Удивляя ростом напористым,
Раздвигает картофель борозды.
(«Льётся солнце по травам и веткам...», 1965)
Поэт любуется природой, говорит нежно и ласково. По словам исследователя А. Истогиной, «…эту любовь не назовёшь риторической, или условной, или ностальгической, ибо это преданная любовь человека, живущего тем, что он воспевает» [9, 34]. У Михалёва очень мало философской лирики. Его стихи «растут» из каждодневных забот и работы, сопричастности к жизни окружающих:
Качу на задворок телегу,
Оглобли к саням волочу…
В пороше следок проминаю.
Скольжу на остуженный стог…
Корма заготовил недаром
На зиму (не клянчу взаймы!)
(«Первопуток» , 1966)
Природа у Михалёва не безлика, в ней, как и в жизни, есть и комедия, и трагедия:
Гнездо вверх дном,
Птенцы запаханы!..
Вспорхнул и канул в небосвод.
Надрывно охает и ахает,
А люди думают —
Поёт!
(«Жаворонок», 1965-1968)
Автор в этой лирической миниатюре «Жаворонок» с невероятной поэтической чуткостью видит в, казалось бы, привычном явлении — разорении гнезда жаворонка — драму, и как кратко, но неподдельно точно выражает боль и сострадание! Этому помогают языковые средства, использование которых продиктовано самой жизнью, наблюдениями над окружающей природой: птенцы «запаханы» — завалены землёй при вспашке [12, 175], а жаворонок «канул» — упал каплей (устар.), исчез в небосводе [7, 2-86].
Вообще все лирические зарисовки Михалёва очень интересны с точки зрения лексики: автор, передавая свою мысль, свое видение окружающей природы, часто придумывает новые слова по уже существующим словообразовательным моделям. Можно, например, выделить следующие способы образования неологизмов:
1. Образование из подчинительных словосочетаний со связью согласование «прилагательное + существительное» путем сложения основ и суффиксации. Например:
Затихнет позёмка под вечер,
Ледком яснозвездным звеня
(«Горбатых сугробов пороги…», 1959)
И горит яркоцветная радуга
И на всех языках говорит!
(«Перевода природе не надо...», 1968)
Слова яснозвёздный и яркоцветная образованы из подчинительных словосочетаний ясные звёзды, яркие цвета при помощи суффикса «н» и соединительной гласной «о». Подобные неологизмы созданы по типу образования слова долговременный (из словосочетания долгое время с помощью суффикса -енн- и соединительной гласной «о»).
Обычно при образовании подобной тематической группы слов используются прилагательные, обозначающие оттенки цвета, ср.: ярко-синий — а у Михалева яркозвёздный.
2. Образование неконкретных существительных от других имен существительных приставочно-суффиксальным способом. Например:
Меня на берег месяц вывел —
Луны окраек молодой...
(«Меня на берег месяц вывел…», 1967)
Травы лезут по ополью,
Повторяются цветы…
(«Вешний свет», 1967)
Наливаются звоном малиновым
В заосенье твои берега…
(«Я опять о тебе…», 1974)
Слово окраек образовано от существительного край при помощи приставки о- и суффикса -ек-; слова ополье, заосенье — от существительных поле и осень с помощью приставки о- и суффикса -й- (Ср. известную словообразовательную модель: распутье — от существительного путь с помощью приставки рас- и суффикса -й-).
Михалёв не только мастер создания ярких авторских неологизмов. Его цепкий взгляд подмечает такие детали, которые находят отражение в использовании слов в несвойственном значении или непривычной сочетаемости:
Нарастает всхожесть
Полновесных звёзд.
(«Предвесеннее», 1958)
Гнездо вверх дном,
Птенцы запаханы!..
(«Жаворонок», 1965-1968)
Выделенные слова образуют тематическую группу, связанную с работой в поле. Слово всхожесть означает годность для посева [7, 1-272]; запаханы, как уже было отмечено, – засыпаны землей при вспашке. Но у поэта-то – всхожесть звёзд, а запаханы птенцы!
Особую образность в поэтических миниатюрах Михалёва также создаёт использование устаревших слова, лексики, незнакомой современному горожанину, или просторечных, разговорных форм. Например:
Стучит на сцепе шкворень,
Скрипит зазубриной серьга.
(«На шкворне спаренные сани…», 1958)
У Даля читаем: шкворень или шкворень — болт, штырь, стержень, на котором держится передняя часть повозки [7, 4-625].
Лось осинку теребит спросонку,
Глубь сырая лесополосы…
(«Лось осинку теребит спросонку …», 1972)
Слово спросонку имеет в словаре С.И. Ожегова — Н.Ю. Шведовой [12, 619] помету «разговорное», а в словаре В.И. Даля встречаем еще раздельное написание (съ просонки, съ просонья [7, 3-516], ср. совр.: спросонья).
Почти все стихотворения Михалёва — о том, что происходит на земле сегодня. В стихотворениях, посвященных труду, особенно ясно слышен девиз поэта: «Движение — жизнь». А движение выражается в работе, в труде на земле. Сквозь строчки видно трепетное отношение к своему делу:
Доброе дело землю пахать,
Борозды множить — вот ремесло.
Любо нам сеять и мило нам жать…
(«Доброе дело землю пахать…», 1984)
Поэзия Михалёва «вырастает», таким образом, из сельской традиции, сельской природы. Поэтому она и близка сердцу истинного патриота, человека, неравнодушного к красоте родной земли, думающего о будущем и стремящегося делать своё, пусть малое, дело честно, добросовестно, а главное — с желанием и с душой. Таким человеком, безусловно, является и сам Владимир Васильевич Михалёв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я очень рада, что мне посчастливилось познакомиться с творчеством Владимира Васильевича Михалёва. Меня поразило отношение поэта к земле, природе, труду. Стихотворения В. Михалёва посвящены вечным темам, аполитичны; полёт мысли автора высок и лёгок, его лирические песни никогда не утратят своей современности и никого не обидят. Как представителю молодого поколения мне особенно приятно, с какой заботой поэт относится к нам, будущему Белгородчины и будущему России. В его произведениях — и бесценный опыт, и мудрый совет, и лукавый укор, и пример высоконравственного поведения. Я горжусь тем, что у меня есть такой земляк, как Владимир Васильевич Михалёв, и планирую продолжить работу над данной темой.
В результате проделанной работы мы выявили следующие особенности поэтики Михалёва:
1. Внимание к детали и лаконизм. Деталь в стихах поэта точна, выверена, одухотворена. Зарисовки природы, словно наброски художника, удивительно лаконичны.
2. Связь природы и человека в образной системе.
3. Особое место слова «свет» и образа берёзы в лирике. Слово «свет» в стихотворениях Михалёва звучит постоянно, представленное целой тематической группой: солнце, молния, огонь, сполох. Берёза — символ русской природы и нашей родины — любимое дерево как Михалёва, так и С. Есенина. Образная система, средства художественной выразительности, используемые поэтами, похожи.
4. Создание неологизмов по определённым моделям. Мы выделили две модели образования авторских неологизмов: 1) из подчинительных словосочетаний со связью согласование «прилагательное + существительное» путём сложения основ и суффиксации (яснозвездная, яркоцветная); 2) от имён существительных с использованием приставочно-суффиксального способа (окраек, ополье).
5. Создание образности за счет использования слов в несвойственном им значении или непривычной сочетаемости (всхожесть звёзд, запаханы птенцы); употребления устаревшей лексики (шкворень) и просторечных форм (спросонку).
Интересной и перспективной, на наш взгляд, будет работа по формированию тематических групп лексики, выявлению особенностей словоупотребления в текстах поэта, дальнейшая работа со словообразовательными моделями и авторскими неологизмами, продолжение формирования словаря языка В. В. Михалёва [См. Приложение 3].
К сожалению, не доведётся уже съездить в Терехово и лично познакомиться с Владимиром Васильевичем, показать свою работу, спросить о том, как живётся ему сегодня, какие у него творческие планы. Здоровье поэта в последние годы резко ухудшилось, и совсем недавно, в феврале 2007 года, он умер [1, 3, 13].
Этой исследовательской работой я хочу привлечь внимание своих сверстников к творчеству Михалёва, которого считаю истинно русским поэтом. Читая стихотворения Владимира Васильевича Михалёва, не только получаешь представление о жизни российской глубинки, не только наслаждаешься живыми, яркими, непохожими на привычные представления образами, но и задумываешься о богатстве русского языка, начинаешь сильнее ощущать привязанность к родной земле.
СЛОВАРЬ ЯЗЫКА В.В. МИХАЛЁВА
Проводя научно-исследовательскую работу, я обнаружила совершенно новые слова, в которых нашло отражение отношение Владимира Васильевича к окружающему миру, его ассоциации. Также в большинстве стихотворений встречались архаизмы, слова, ограниченные в употреблении. Поэтому неоценимый вклад в мою работу внёс «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Позже родилась идея создать словарь языка В.В. Михалёва, чтобы каждый человек, желающий прочитать его стихи и не знакомый с творчеством поэта, смог понять его лирику, проникнуться чувствами поэта и полюбить свою малую Родину так, как любил её всем сердцем Владимир Васильевич Михалёв.
В словаре каждое слово имеет три значения: первое — из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля, второе — из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой, а третье — значение слова в контексте творчества Михалёва, пример из стихотворения. Если первое или второе значение не указаны, значит, они просто не встречаются в этих словарях. Если же не указано ни первое, ни второе значение, то слово является полностью авторским неологизмом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Академия поэзии: Владимир Михалёв // Электронная версия газеты «Оскольские Новости». — 2002. — №22. См. на сайте http:// www.oskol.ru
2. Аносова Л.Н. Писатели Белгородчины: библиографический указатель. — Белгород, 1990. — С.73-77.
3. Богданович Н. Праздник поэзии в Терехово // Электронная версия газеты «Старый Оскол». — 1998. — №14. См. на сайте http:// www.oskol.ru
4. Васильева А. Поклонись берёзе белой… — Белгородская правда. — 1978. — № 3.
5. Гордейчев В. Предисловие к сборнику стихов «Радость». — М.: Молодая гвардия, 1976.
6. Гринёва С.П. «Белгородский след» в истории русской литературы: Учеб. пособие для студентов филологических факультетов. — Белгород, 1998.
7. Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. — М.: Рус. яз., 1989.
8. Есенин С. Собрание сочинений в 3-х т. Т.3. — М.: Правда», 1983.
9. Истогина А. Свет во мне. — Подъём. — 1986. — №1.
10. Махрин Ю. Песня жаворонка // РФ сегодня. 2006. №17. См. на сайте http:// www. russia-today.ru/2006
11. Михалёв В. Стихотворения. — Белгород: Крестьянское дело, 1998. — 264 с.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд., — М.: Азбуковник, 1999.
13. Поплавская А. «Оскольские потехи» в Иваново // Электронная версия газеты «Старый Оскол». — 1998. – №25. См. на сайте http:// www.oskol.ru
14. Чернухин И. Поэзия родной земли. — Ленинская смена. — 1962. — №14.
2007
Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2016
- Владимир Михалев
- Владимир Михалёв. Опять в руках пастуший посох. Из книги «Земля моя». 1962
- Владимир Михалёв. Страда. Из книги «Земля моя». 1962
- Владимир Михалёв. Светлою радостью радуюсь. 2014
- Владимир Михалёв. Автобиография. 1985
- Галина Слёзкина. А люди думают — поёт... 2016
- Фотографии
- Владислав Шаповалов. Перо и посох (окончание). 2008
- Лидия Маркина. Я поклонюсь берёзе белой. 2007
- Владислав Шаповалов. Перо и посох. 2008
- Борис Осыков. В Терехово, у Михалёва. 1998
- Александра Истогина. Свет во мне... 1986
- Т. Исакова. Белый дом с голубым крыльцом. 1979
- Александр Васильев. Поклонись березе белой... 1978
- Владимир ГОРДЕЙЧЕВ. ЛИНИЯ ЖИЗНИ. Предисловие к книге "Радость", Москва, "Молодая гвардия", 1976 г.
- Александр Бобров. Есть в селе поэт. 1973
- Александр ПОТАПОВ. Добрые струны. 1971
- Александр МЕЖИРОВ. Искры неба во ржи.
- Игорь ЧЕРНУХИН. Поэзия родной земли. 1962